Кризис-трамплин к успеху

Кризис бывает в жизни у каждого человека, и не по одному разу. Это могут быть проблемы с жильем, семьей, работой, деньгами, соседской собакой и т.д. Одних кризис ломает, другие выходят из него обновленными и их жизнь становится лучше, чем была. Все зависит исключительно от самого человека, как он использует негативную ситуацию. Кризис может стать прыжком в пропасть или трамплином к успеху.
Обычно кризис приводит к падению, если человек (семья, организация, страна, человечество): а) падает духом, перестает проявлять активность, свыкается с мыслью о конце света для него лично; б) НЕ ДУМАЕТ, откуда кризис взялся в его жизни, что он сделал не так, что нужно сделать, чтобы его преодолеть. В этом случае падение в пропасть может затянуться надолго.


Классический пример – притча о двух лягушка, попавших в крынку с молоком. Сильная решила, что толку все равно не будет, перестала бороться за жизнь и утонула. Слабая сильно хотела жить и барахталась в молоке до изнеможения, тут молоко сбилось в кусок масла, она оттолкнулась и выпрыгнула из кринки.
Чтобы превратить кризис в трамплин к успеху, вначале необходимо определиться со своим отношением к его происхождению.
Большинство людей считает, что приключающиеся с ними проблемы это досадные недоразумения. Они произошли случайно, по вине других людей и обстоятельств.
Меньшинство полагает, что кризис это: а) наказание за неправильные поступки, которого не избежать, б) шлагбаум, который не дает свалиться с обрыва, в) ограждение, направляющее на правильную дорогу.
А если это заслуженное наказание, то чего расстраиваться? Нужно его просто с достоинством перенести – публичная истерика все равно не

поможет. Далее, нужно ПОДУМАТЬ, за что наказание, что было сделано не так и, главное, не повторять это в дальнейшем. Но с этим у людей большие проблемы. Наказание за одно и то же они получают регулярно и по нарастающей, но все равно считают, что это случайно и незаслуженно. Из года в год человечество повторяет одни и те же ошибки и каждый год удивляется, откуда проблемы? Этим оно напоминает некоторых животных, которые выделяются полным отсутствием мозгов. Хотя можно и поспорить с этим утверждением. Если животное обожгется, то в огонь больше не полезет – урок усвоен. Люди поступают наоборот.
Вообще люди часто совершают очень странные поступки. Когда у них появляются проблемы (кризис), то что они первым делом начинают делать? Правильно – искать виноватых в своих проблемах, и обычно на стороне. У людей всегда в собственных проблемах виноваты все кто угодно, только не они сами. С таким отношением кризис в трамплин к успеху не превратить.


Включим зимой телеканал про спорт. Посмотрим хоккей. Один игрок подставил сопернику подножку и был удален с поля. У него и у всей команды проблемы, а кто виноват? Судья, какие-то внешние обстоятельства, погода? Да сам и виноват, получи заслуженные последствия. Вот и первая причина кризиса – наказание за неправильные поступки, которого не избежать.
Соревнования по скоростному спуску. Раз, лыжник врезается в ограждение и прекращает соревнования. Да, он проиграл, но ограждение (шлагбаум) не дало ему слететь с горы и сломать себе шею. Вот вторая причина кризиса – шлагбаум, который не дает свалиться с обрыва и действует в интересах человека.
Смотрим бобслей. Спортсмены садятся в боб и начинается слей. От места старта до финиша рукой подать, если по прямой. Но трасса очень извилиста и уводит от финиша в сторону. Чтобы спортсмены с нее не сошли, их путь направляет желоб. Пусть он не прямой, но точно выводит к месту финиша без негативных для спортсменов последствий. Вот третья причина кризиса – это ограждение, которое направляет на правильную дорогу.


Очень часто бывает, что проблемы являются следствием всех трех причин сразу.
Итак, чтобы превратить возникшие проблемы (кризис) в трамплин к успеху, необходимо следующее.
Во-первых, нужно помнить, что единственным виновником кризиса являетесь вы сами и никто другой. И что скорее всего вас оберегают от чего-то нехорошего или направляют вас на лучший путь. Не надо падать духом и биться в истерике – это точно не поможет. Не тратьте время на сожаления и займитесь делом.


Во-вторых, необходимо ПОДУМАТЬ, откуда взялись проблемы, что было сделано не так, или для чего они были нужны, где может быть на пути обрыв и как его обойти. Чем лучше вы подумаете, тем быстрее кончатся ваши проблемы.
В-третьих, нужно начать действовать. И начать нужно с планирования.
Планирование просто суперважно для того, чтобы ваш путь был безпроблемным. Более того, часть проблем случается именно из-за отсутствия плана жизни у человека (семьи, организации, страны, человечества в целом).
Представьте, что вы решили пойти в поход. Всегда составляется план похода. Самый первый вопрос собрания туристов – куда мы идем, по какому маршруту. Далее, что нам нужно, какое снаряжение, какие продукты. Кто что берет с собой, кто что покупает, где встречаемся и т.д. В итоге поход состоялся и он удался! А теперь ситуация – плана нет. Единственное, о чем договорились, встретиться на вокзале в конкретную дату. Встретились, а дальше то что? Сели в первый попавшийся поезд, высадились на второй подвернувшейся станции, пошли. Оказалось, лодку забыли, зато по три палатки на каждого. Тушенку не взял никто, зато полно гречки и соли. И так далее, в общем, куча проблем. Не поход, а сплошной кризис.


Вторая ситуация – вы строите дом. Привели строителей, показали место и приказали построить какой-нибудь дом. Проекта нет, списка пожеланий тоже, на все дали пару месяцев. К сроку дом был возведен таким, каким он показался строителям разумным. Осмотр дома – сплошной кризис! Вы не любите красный цвет, от каменных стен в зале вас бросает в холод, смысл камина из дерева вам совсем не понятен. И почему все четыре этажа дома расположены ниже уровня земли? Но к строителям то какие претензии, вы же не обозначили им, что вам нужно.


Третья ситуация – правительство не составило бюджет на год и страна живет с колес. Просит денег министр по ЧС – пожалуйста, все спасатели ездят на личных Хаммерах. Бедствующим нефтяникам нужно пару миллиардов на то, на се. Не вопрос, всегда пожалуйста. Вот и пополнился список зарубежных футбольных клубов, выкупленных российскими гражданами. К июлю выяснилось, что нечем платить учителям, врачам и пограничникам. И не на что заправить самолет президента. Сплошные головняки, а как все начиналось!
И четвертая ситуация, гипотетическая. К вам пришел Бог. Он говорит – выполню прямо сейчас все пожелания, только срочно давай СПИСОК, мне через минуту надо быть в другом месте. А у вас нет списка и Бог уходит к другим, у кого он есть. Вы же остаетесь у разбитого корыта.
А теперь спросите десять своих знакомых, составляют ли они письменно планы на год, на жизнь или хотя бы на пять лет. Скорее всего план найдется только у каждого сотого. И скорее всего именно у него жизнь будет складываться лучше, чем у других, бесплановых.
Что интересно, большинство людей без вопросов планируют встречу Нового года. У них обязательно есть план, что будет на столе и план, что нужно купить. Но вот потратить два часа на составление плана на год им никак не с руки. Так все и начинается, имеется в виду проблемы.


План на год очень прост по сути. Он состоит из трех частей. Первая – что вы хотите, чтобы с вами произошло в этом году. Рождение ребенка, продвижение по службе, покупка горы, встреча любви и т.д. Пишите все, что угодно. Вторая часть – что вы собираетесь делать в этом году. Построить погреб, посадить дерево, съездить в Усолье-Сибирское, выучить русский язык, узнать все о земляных червяках и т.д. По каждому пункту этих двух частей укажите сроки.
Третья часть это финансовый план, состоящий их двух частей. Первая – план доходов. Напишите, откуда у вас появятся деньги и сколько: зарплата, гонорар за перевод Уголовного кодекса, аренда дачи, доход от продажи пустых бутылок, выигрыш в лотерею, проценты на вклад в банке и т.д. Вторая – план расходов (покупок). Пишите по максимуму все, что вы хотите купить в этом году, на что вам нужно будет потратить деньги. Коммунальные расходы, обучение детей, одежда, мебель, стройка, машина, бытовая техника, отпуск и т.д. Во всех пунктах финансового плана нужно указать сумму и срок. И во всех пунктах плана на год нужно оставить графу для отметок об исполнении. Этот план распечатать, хранить в ящике с носками (или другом удобном месте), периодически его перечитывать и ставить отметки о выполнении пунктов, а также вносить в него дополнения и изменения.

Однажды, более десяти лет назад мы были на тренинге одного консультанта по бизнесу-практика. Он дал всем двадцать минут и поставил задачу составить план из 50 пунктов. Первые пятнадцать пунктов написались легко, потом стало сложнее. Стало понятно, что нам самим неясно, что мы хотим для себя от жизни. Потом кое-как мы все пятьдесят пунктов дописали. Пришлось от недостатка времени вымучивать пункты типа «купить две пары носок» и «больше не есть яблоки в подвале». Но когда вернулись домой, то составили план более конкретный. К покупкам мы приделали картинки желаемого – видокамеру, автомобиль и т.д. План повесили на стену. Мы на целый год стали посмешищем для соседей, которые приходили к нам звонить по телефону и смотрели на наш план с картинками. Понятно, что соседи свое драгоценное время на такую ерунду, как составление планов, не тратили. Запланировали мы расходов в тот год раз в пять больше, чем у нас было доходов. Самое интересное, что 31 декабря мы начали вычеркивать выполненные пункты по покупкам и вычеркнули все, кроме одного. Причем оказалось, что у нас просто отпала нужда в этой покупке. И что в этом году «почему-то» наши доходы возросли и позволили реализовать все планы покупок этого года.


С тех пор мы составляем планы почти каждый год. А в те годы, что не составляли, у нас было больше всего проблем. И с того времени каждый раз, когда мы беседуем с людьми, у которых проблемы, мы всегда спрашиваем – А у вас есть записанный план вашей жизни на этот год? И в абсолютном большинстве случаев его не бывает. Но когда встречаем довольного жизнью человека, то оказывается, что он тоже свою жизнь планирует.

Для удобства составления плана вы можете скачать соответствующую таблицу.   


Поделитесь статьей с друзьями!