Преимущество семейного бизнеса

Лучше всего развивается то дело, в котором действует слаженная команда инициативных предпринимателей. Но двум и более партнерам очень тяжело сохранить деловые отношения на долгое время. В абсолютном большинстве случаев партнерство быстро заканчивается расколом.
Хорошая команда из наемных работников должна и оплачиваться хорошо. В противном случае она начинает работать спустя рукава.
Семейный же бизнес позволяет создать хорошую команду максимально заинтересованных в успехе предпринимателей. И при этом свести к минимуму риск конфликта между партнерами, которые являются близкими родственниками. Конечно, возможность разрыва отношений в семейном бизнесе остается. Но она многократно меньше, чем при обычном партнерстве.
В бизнес-литературе постоянно прослеживается интересная дискуссия по поводу универсализма. Одна сторона проповедует идею специализации, когда предприниматель силен в чем-то одном. Другая ратует за универсализм, когда бизнесмен разбирается во многих вещах.
Скорее всего, истина находится посредине. Мы ни разу не встречали предпринимателя, который бы одинаково хорошо разбирался во всем – в производстве, торговле, юридических вопросах и т.д. Такие универсалы существуют наверное только на бумаге. Но и зацикленность на одном к добру тоже не приводит. У нас есть куча примеров, когда незнание производителями элементарных законов торговли приводит к разорению больших и малых предприятий. Брать наемного маркетолога – так он наемный и его заинтересованность в развитии предприятия невелика. Он будет делать вид, что работает и на этом ограничится.
Такие проблемы решает команда или партнерство. Когда собираются два или более специалиста в разных делах. Здесь и далее специалист имеется в виду не тот, кто имеет диплом. А тот, кто занимается любимым делом и разбирается в нем больше, чем другие.
Очень хороший вариант – одна половина семьи занимается по велению души производством, а другая умеет продавать. Вот тогда эффективность бизнеса максимальна. Вероятность конфликта интересов мала, так как все идет в одну семью. Все заинтересованы в конечном результате и все понимают, что работают на себя.
То же самое и в торговой фирме. Показателен пример нашего центра природного земледелия. Наталья обладает супернавыками по работе с клиентами. Она любит заниматься с растениями, очень качественно консультирует садоводов и проводит для них потрясающие семинары. Закупки семян и другой садовой продукции – ее дело, она в нем больше разбирается. Многие часы разговаривать с партнерами (дилерами), обучать их и подбадривать для нее как манна небесная.
Я же занимаюсь разработкой и созданием всевозможных информационных материалов. Раз в год делаю новую книгу для садоводов, раз в три месяца – газету. Мне нравится делать обучающие видеофильмы, три уже сделали. Зимой каждую неделю готовится визуальная презентация к семинару. Письменная переписка с партнерами также на моей совести.
Конечно, я тоже работаю с клиентами. Но жена может это делать много часов в день, я же быстро выдыхаюсь. Могу провести семинар и делаю это периодически, но проводить их каждую субботу выше моих сил. Но и создание книг, газет, видеофильмов и презентаций выше сил Натальи. Говорить с дилерами и клиентами она может часами. Но написать им письмо – для нее это каторга.
Таким образом, мы дополняем друг друга и наше дело движется вперед побыстрее, чем у других подобных садовых центров.
Если же к делу подключаются дети, то уменьшается или исчезает необходимость привлекать дополнительных наемных сотрудников. Со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями. В этом случае и у родителей поднимается настроение. Их семейный бизнес в перспективе перейдет в хорошие руки и это радует.
Но это еще не все. Семейный бизнес может быть хорошим катализатором развития человека. Семейный бизнес может значительно уменьшить проявление рабства. Семейный бизнес может снизить зависимость человека от внешних факторов (правительство, пенсия и т.д.). Семейный бизнес может значительно повысить интерес человека к жизни и уменьшить социальные болезни общества (наркомания, пьянство, преступность и т.д.).
Кстати, интересный вопрос – кому нужны войны? Проведите эксперимент, опросите своих знакомых на тему – хотят ли они, чтобы мы воевали с какой-либо страной? В абсолютном большинстве случаев ответ будет отрицательный. Тогда кто же развязывает войны? Об этом пойдет речь в последнем разделе сборника. Причем никакой политики в этой теме не будет. Исключительно экономика, то есть как войны влияют на семейный бизнес. И как их избежать.


Поделитесь статьей с друзьями!