Самостоятельность. Дети

Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы жизнь их детей была благополучной. Однако не всегда так получается.

Вот история одной семьи, услышанная в очереди на почте. Бабушка получает пенсию и горько рыдает. Оказывается, практически все эти деньги пропьет ее великовозрастный сын. Ему 45 лет, нигде не работает, живет с мамой и за счет мамы. А зачем вы ему даете деньги на пропой, спрашивает очередь. Да как не дать, это же сын, заявляет сердобольная пенсионерка. Которая своими собственными руками угробила своего дитятю. Понятно, что из благих побуждений, которые приводят все знают куда.

Обычно родители стараются в той или иной мере воспитывать своих детей. А теперь представьте, что вы можете воспитать в своем ребенке только одно качество, но по полной программе. Что вы выберите, какое качество? Задавая такой вопрос куче взрослых, постепенно выяснилось, что самым полезным качеством является самостоятельность. То есть умение организовать свою жизнь без посторонней помощи. Это когда человек сам ставит цели и сам их достигает своими силами, за свой счет.

Некоторые люди с этим не согласны. Они считают, что главное это интеллект, или что главное, чтобы человек был хорошим и нравственным. Но у этих же людей в их окружении есть примеры, когда очень умные и очень нравственные дети десятилетиями сидят на шее у родителей и в жизни совершенно не состоялись. И есть много примеров, когда не сильно далекие дети, не особо нравственные, тем не менее, в жизни состоялись и очень успешно.

Как привить в детях самостоятельность? Заходим в интернет, набираем этот вопрос в поисковике, читаем. Много всего важного и полезного. Для возраста ребенка до 15 лет. Это хорошо, что он проявляет признаки самостоятельности в этом возрасте. Но мы все понимаем, что в данный период он сильно зависит от родителей. Он может принять массу самостоятельных решений, часть из которых не будет реализована по простой причине, что он живет с родителями и за их счет. Здесь самое важное, как он организует свою жизнь на рубеже перехода от ребенка к взрослому. Условно, в 18 лет. За чей он счет будет жить с этого момента – за свой или родителей.

Если за свой, так он самостоятелен, и родители будут за него переживать значительно меньше. Если за счет родителей, так он в жизни не состоялся. Хотя может быть это очень умный и нравственный человек.

В этот период есть один тонкий момент, на котором спотыкаются многие родители, из-за чего самостоятельность их детей не видна из-за плинтуса. И этот момент в большинстве материалов по самостоятельности не отражен. Одно крайне простое действие может сделать ваших детей самостоятельными. А другое тоже простое действие может эту самостоятельность уничтожить на корню. Пенсионерка из истории выше как раз на этом действии в свое время споткнулась и как следствие получила сына-тряпку.

Что это за действие? Выражаясь военной терминологией, это «снятие с денежного довольствия». Вы просто перестаете давать детям деньги на регулярной основе. В результате им рассчитывать становится не на кого и в абсолютном большинстве случаев они начнут действовать и жить за свой счет. Потому что их окружает много соблазнов, которыми очень хочется обладать. А притока денег от родителей больше нет. Сомневаюсь, что кто-то другой, находясь в здравом уме, будет их финансировать. Значит, придется крутиться самим. Это является обязательным условием обретения самостоятельности. Этот абзац является очень важным в вашей жизни, если у вас конечно есть дети. Запомните его смысл и периодически над ним размышляйте.

Еще одна история. В одной компании школьников вращалось три соседских ребенка. Двое было без родительских денег. У одного не было отца, а зарплата матери не позволяла баловать детей карманными деньгами. У второго родители деньги имели, но детей ими не баловали. Чтобы у них не выработалось привычки жить за чужой счет. Третий ребенок всегда был при деньгах, так как его мама сильно любила. Он свысока смотрел на своих друзей и проводил время в игровом клубе. У двух других на это денег не было (а очень хотелось) и им приходилось заниматься приземленными делами. Обычными играми, личным, а не виртуальным общением с другими сверстниками и т.д.

Время шло, пошли три друга учиться в разные техникумы и колледжи. Родители двоих оплачивали обучение своих детей, их проезд до места учебы и обеды. Мама одного в дополнении снабжала сына одной-двумя тысячами рублей почти каждый день. У ее ребенка выработался условный рефлекс, что можно иметь деньги без личных усилий. После колледжа его призвали в армию, после армии он вернулся домой, живет с родителями и уже несколько лет не работает. Мама продолжает его снабжать деньгами, на которые можно легко жить, особо не утруждаясь. Устроиться на работу стимула нет, зачем пластаться самому, когда есть родители. Пусть они встают рано утром и работают допоздна. Эх, еще бы пару таких дураков найти и вообще можно в ус не дуть.

Новая вставка.

Эта история в ноябре 2014 года получила продолжение. Один друг из истории поехал по делам в дом, где жил раньше. По случайному стечению обстоятельств он увидел своего друга, это которому родители выдавали каждый день по штуке рублей. Друг был в горизонтальном состоянии и его грузили в легковую машину. Грузили для того, чтобы увезти в наркологический диспансер.

В разговоре с родителями выяснилось следующее. Их сын продолжал вести праздную жизнь, которая стимулировалась и материально поддерживалась родителями. Они купили ему квартиру и новую машину. Ежемесячно регулярно снабжали солидной порцией наличных денег. Чтобы это все шло как надо родители работали на двух работах, а мать на трех – по вечерам подрабатывала бухгалтером. По ее подсчетам за несколько лет на финансирование безделья и разложения сына у них ушло более четырех миллионов рублей!

Жаль, в тот момент не было зеркала, чтобы показать виновных в том, что их сын стал наркоманом.

Парадокс – чтобы из человека сделать наркомана нужно 4 млн рублей, а чтобы сделать приличного человека ни стоит ни копья!

Если обратили внимание, то в ключевом абзаце была фраза «перестаете давать детям деньги на регулярной основе». Это значит, что вы можете их премировать за выдающиеся заслуги в каком-нибудь деле или в связи с праздником (днем рыбака или дурака). Но это от случая к случаю. Регулярная основа вырабатывает условный рефлекс халявы, а эпизодические премии создают ощущение праздника жизни.

Еще история жалости, читай – глупости, родителей к детям. Родители жили с дочкой в двухкомнатной квартире. Дочка выросла, закончила институт и захотела самостоятельной жизни. Прикол – она сама так сказала. Все бы хорошо, только под самостоятельной жизнью она поняла следующий вариант. Родители ей организуют квартиру, ну и немного денег на жизнь. То есть финансируют ее, а в остальном она полностью самостоятельна. Вот такое вот иногда у женщин бывает видение жизни.

Ребенок, тем более девушка, родители и повелись. Они взяли ипотеку, купили дочери квартиру, обставили ее, далее оплачивали коммунальные платежи. Ребенок так сразу не нашел себя в жизни и пребывал в творческом поиске. Не помирать же ему с голоду! Родители продолжали «башлять» коммуналку, пропитание, проезд и прочие развлечения (интернет, кафе, кино, театр). Зачем только театр оплачивали – непонятно. Ведь у них в семье такая фарс-комедия, что никакой драматург не придумает.

После окончания института прошло семь лет! Ребенок ни секунды не работает, родители в поте лица обеспечивают себя и дочку. Тут нужно всем троим обратиться в клинику мозга.

У вас наверняка возник вопрос, а в какой степени помогали родители автору статьи и как он поступает со своими детьми. Вопрос закономерен, отвечаем.

У автора статьи было тяжелое и счастливое детство. Деревянные игрушки, прибитые к полу. Масса красивых и полезных вещей окружала его, когда он бывал в магазинах. Родители никогда его не обеспечивали карманными деньгами на личные нужды. Еще раз – никогда, ни разу в жизни. Наоборот, автор статьи первые два курса учебы в техникуме с какого-то бодуна отдавал свою стипендию родителям. Хотя жили мы средне, не шиковали, но и нужды не терпели.

Однажды наш класс занял первое место среди школ района по учебе. И его премировали поездкой в турпоезде по местам боевой и трудовой. Все дети в поездке были снабжены карманными деньгами, даже из самых неблагополучных семей. Кроме меня. Не знаю, существенная ли деталь, что моя мама была моим классным руководителем и старшей группы. В посещаемых нами городах все другие то мороженое покупали, то еще всякое-разное. Мне не давали ни копья!

Но нельзя сказать, чтобы я так уж в поездке бедствовал. Деньги у меня с собой были. Объясняю источник. Деньги на что-то можно иметь двумя основными способами. Или их заработать, или их сэкономить на других покупках. Пример для второго случая: нет денег на холодильник – не покупай телевизор и на эти деньги купи холодильник. Пятикласснику в самый разгар застойного периода социализма заработать денег было не так чтобы сильно легко. Поэтому я пошел по второму варианту.

Так случилось, что родители были на каком-то торжественном собрании на заводе. И после собрания был концерт самодеятельности, во время которого слесарь дядя Вася вышел на сцену и сыграл на баяне. Родителям это так понравилось, что они решили отдать меня в музыкальную школу. Сейчас бы я конечно сказал – вам понравилось, вы и играйте. Но лет и самостоятельности было мало, и отдуваться пришлось целых шесть лет. После выпускного концерта аккордеон был поставлен в чулан и шесть лет забыты как дурной сон. Зато своих детей мы насильно никуда не отдавали.

До музыкальной школы было ездить три остановки и мне иногда выдавали деньги на проезд. И почти все шесть лет я ради обладания карманными деньгами шел на подлог. Деньги на проезд брал, а в музыкальную школу ходил пешком. Вот эти деньги и были у меня в турпоходе и этот факт я от матери тщательно скрывал. И с тех пор у меня в мозгу стоит монументальная установка: свои деньги нужно выходить.

Свежая подобная история. Ездили отдыхать в Таиланд. В группе была девушка, которая купила тур на свои, а не на родительские деньги. Их она копила в течение года. Шла в магазин за покупкой, хорошо все обдумывала, решала, что может обойтись без этой вещи и сэкономленные деньги откладывала. В итоге за год накопилась нужная сумма на поездку за границу. Чему она безмерно счастлива. Потому что через десять лет она будет вспоминать свои впечатления от поездки. А если бы купила новую кофту, то вряд ли бы об этом через десять лет вспомнила и кому-то радостно рассказывала.

Ну а наши дети после окончания школы все на самофинансировании. На праздники и дни рождения мы им дарим подарки в денежном выражении, и то не всегда, чтобы не выработался условный рефлекс халявы. Ну и с каждым годом их личная активность в плане зарабатывания денег повышается.

Кстати, заметили интересную особенность. Когда покупаешь детям одежду и обувь на свои деньги, то покупаются только самые насколько возможно дорогие вещи. Дешевые вещи жмут, не тот фасон и другие причины. В порядке вещей обувь родителям за 1500р, а одному ребенку за 4000р.

Как только дети стали покупать себе вещи сами, то их стоимость волшебным образом уменьшилась. Сразу же были собраны данные о недорогих магазинах, распродажах и других местах, где можно сэкономить. За счет родителей дети никогда не экономили.

Ну и под занавес еще одна история жалости-глупости и полного отсутствия здравого смысла.

Одинокая женщина имеет хорошую работу, приличную зарплату и дочь-халявистку возрастом 30 лет. Дочь нигде не работает, так как живет с мамой, которая ее снабжает деньгами, кормит и поит. Причем поит в прямом смысле. Стандартный звонок дочери маме – «Ну ты где там шляешься? Будешь проходить мимо магазина, прикупу мне пару бутылок пиво и коньяка подороже. Домой сильно не торопись, а то у меня тут плановый секс». И мама, с пивом и коньяком в сумке, полтора часа стоит в подъезде и ждет пока дочь проводит время с каким-то алкашом.

Если вы после прочтения продолжаете жалеть детей и оплачивать их жизнь, то у вас с не в порядке с головой. Обратитесь в клинику мозга.

Эти истории реальные. Вы таких историй и так знаете множество. А если не знаете, то просто поспрашивайте своих знакомых, оплачивают ли они жизнь своих великовозрастных детей. Вам порассказывают много интересного. О том, как дети, вместо того, чтобы шевелиться, повышать свою квалификацию и работать на двух работах, живут в свое удовольствие за счет родителей. И ждут, когда продастся папин гараж, мамина дача и бабушкина квартира. То есть ждут халявы.

Что еще гнусного делает халява? Она расслабляет людей и приводит к тому, что люди перестают проявлять активность, и главное – развиваться! А развитие может идти только в двух направлениях, или вверх, или вниз. Или прогресс, или регресс. Горизонтальных линий развития не бывает. Халява является одной из основных причин регресса, деградации. И в деградации людей особую заслугу проявляют совсем не их враги и соперники. Этим занимаются самые близкие и родные люди, который кровно заинтересованы в том, чтобы их дети жили хорошо. Но делают так, что результат прямо противоположен их намерениям.

Вывод очевиден. Хотите лучшего своим детям – снимите их с денежного довольствия, перестаньте финансировать их жизнь, устраните халяву. Тяжело будет в начале, легко в середине, и совсем радостно будет в конце. Не сделаете этого, радостно будет в начале, сложнее в середине, и совсем хреново в конце. Это как с зубной болью. Один неприятный визит к стоматологу в начале боли и проблема решена. А если проблему запустить, то потом придется прибегнуть к ампутации зуба. Результат самый плохой, зато удалось оттянуть визит к врачу.

Я знаю историю, когда один бизнесмен постоянно финансировал своих детей, купил им квартиры, машины, дачи, оплачивал поездки за границу. Потом он полюбил другу женщину, чем сильно задел благородные чувства детей. Хотя их-то какое дело, с кем он хочет жить. Он же им не указывал, с кем жить им. В итоге он натерпелся от них кучу унижений, вплоть до «Нам твои поганые деньги не нужны». И в лицо ему швыряли выдаваемые им деньги, правда не все, только мелкие купюры.

Вы думаете, что снабжая детей деньгами, вы добьетесь их любви? Да они будут просто злиться на вас за то, что вы им мало давали денег, каковыми бы не были суммы.

Надо ли помогать детям финансово? Надо, однозначно. Но только так, чтобы они не стали халявщиками. Оптимальный принцип такой, он кстати применим и к другим людям.

Помогать надо тому, кто и так шевелится, проявляет активность. Кому немного не хватает до реализации каких-то важных жизненных целей.

По странному стечению обстоятельств, у таких детей и так много что есть, чего они добились своими силами. Они никак не бедствуют, но это просто совпадение.

Иными словами, если у вас два ребенка, один лодырь и живет плохо, другой трудяга, и у него все хорошо, то помогать нужно трудяге, а не лодырю. Хотя я знаю массу случаев, когда родители в такой ситуации поступают диаметрально противоположным образом. Они финансируют тунеядцев и третируют работяг. От этого дети-работяги только испытывают досаду и жалость по отношению к родителям. А дети-лодыри становятся еще большими тунеядцами.

Помогая лодырям, вы формируете у них условный рефлекс халявы. Они станут потерянными для вас детьми.

Помогая трудягам, вы их еще больше стимулируете к активности и развитию.

Система, ориентированная на стимулирование худших, приводит к деградации людей и общества. Система помощи, ориентированная на стимулировании лучших, приводит к их развитию и появлению стимулов для проявления активности худшими. Подробней об этом во второй статье о самостоятельности.

Вы теперь много что знаете полезного. Что делать дальше – выбор за вами.

Это первая часть статьи о самостоятельности. Вторая часть будет опубликована немного позже и в ней речь пойдет о самостоятельности взрослых, о халяеве, о развитии и деградации организаций и стран. Эта статья о вашем прошлом, настоящем и конкретном будущем.



Поделитесь статьей с друзьями!