Учитесь говорить "нет"

16.01.2015 в 18:07
0

В жизни каждому человеку, особенно предпринимателю, надо уметь в нужные моменты говорить «нет». То есть отказываться от предложений, от которых невозможно отказаться. Особенно когда их делают люди, желающие вас поиметь.

Случай 1. У семейной пары престарелая мама. Ее сын по каким-то причинам озаботился ситуацией, что если она умрет, то на какие средства они ее будут хоронить? Он предлагает жене взять деньги в долг на будущие похороны. Которые непонятно когда состоятся. Жена не смогла сказать мужу «нет». Итог – он взял деньги в долг и положил в коробку. Это было в середине 90-х и проценты тогда были приличные, где-то 10% в месяц. Примерно через год у них нагорели проценты равные стоимости долга и им пришлось продать квартиру и купить жилье с меньшей площадью, чтобы отдать сумму долга и проценты. То есть за год они покормили человека, который им деньги одолжил и лишились одной комнаты. И это все за здорово живешь, то есть абсолютно бессмысленно. Деньги пролежали, никуда не использовались.

Случай 2, который произошел с нами.

Начало 90-х, я только уволился из армии, жить не на что. Случайно познакомились с человеком, который собрался открывать банк на базе авиакомпании «Сибирь», ныне S7. Мы втерлись в его группу, пользовались офисом, который все равно простаивал и пытались организовать свой бизнес.

Тут учредитель банка, глава авиакомпании, проводит совещание по поводу открытия банка. И говорит организатору, что всю сумму на создание банка авиакомпания не потянет, но он может дать некоторые деньги. И организаторам надо эти деньги крутануть, чтобы наработать нужную сумму на создание банка.

У организатора тут же нашелся вариант. Его знакомые лица кавказской национальности могут взять деньги, пригнать машины из Европы и продать. Дело за малостью – за деньгами. Но авиакомпания не может дать деньги за просто так, ей нужен залог. И организатор предложил нам заложить наш дом, в котором мы жили с тремя детьми.

Вот тот момент, когда надо говорить «НЕТ» и если нужно хлопать дверью и уходить. Причем цена отказа минимальная – один сломанный дверной проем и минус одного знакомого. Но мы в тот момент это делать не умели и поэтому повелись. Оформили документы на залог дома. Но тут вмешалась случайность и на создании банка был поставлен крест.

Когда мы были с оформленными документами на залог, то повстречались со знакомыми организатора. Уже потом, когда все благополучно закончилось, мы проанализировали встречу и поняли, что однозначно бы остались без дома. Глядя в честные глаза этих людей такой вывод бы сделал даже ребенок. Но на тот момент времени мы еще не могли отказать первому встречному поперечному, а особенно знакомым. Это благо нам повезло.

Если бы банк продолжал организовываться, то могло быть два варианта развития событий. Первый удачный. Мы отдали дом в залог, организатор деньги авиакомпании провернул и банк открыл. Наш залог погасили, знакомый работает управляющим банка, а нам от этого ни горячо, ни холодно.

Второй неудачный. Кавказцы взяли деньги (сумма приличная), тихо с ними удалились и на связь выходить перестали. Авиакомпания у нас забирает заложенный дом и мы оказываемся на улице с тремя детьми. Знакомый организатор банка в лучшем случае говорит «ну извините, так получилось» и все на этом. В худшем сразу перестает с нами общаться. От нашего пролета он ничего не теряет. В случае успеха предприятия он получает себе банк. То есть рискуем только мы и в случае успеха не выигрываем ничего.

Сейчас на подобное предложение о залоге дома мы бы сразу показали жирный кукиш, смазанный трансмиссионным маслом. Предварительно мы бы обязательно задали вопрос. Александр, а почему бы тебе не заложить свою квартиру или жилье отца? Очень бы интересно услышать от него ответ на этот вопрос.

Причем подобный «разводных» случае мы наслушались от знакомых достаточно много. И поняли, что люди не могут сказать «нет» чтобы не выглядеть плохо в глазах людей, которые им предлагают «развод на деньги». Ситуация в плане логики конечно бредовая, но по жизни это именно так.

Именно по этой причине мы угодили в

Случай 3, тоже с нами.

Знакомая повязла в долгах и попросила нас найти ей где-нибудь деньги. Тогда частные кредиты банки не давал. Сейчас на такие вопросы отвечать очень легко – сходи в банк и возьми кредит. Нам неудобно было отказать и мы нашли ей женщину, которая ссужала деньги. Знакомая взяла деньги, написала расписку. Некоторое время выплачивала проценты и потом потерялась для кредитора и нас. После этого та женщина нам вынесла все мозги. Звонила через каждые пять минут, угрожала разными всякими делами. Мы с утра до вечера были загружены ее не отданным долгом и больше ничем не могли заниматься. Нам даже бандиты стрелку забивали. Сейчас бы мы конечно абсолютно легально всех послали на хрен, но тогда не смогли сказать «нет» и нам пришлось отдать за знакомую 1500 долларов. Вернее, не пришлось отдать, а мы сами согласились на это.

А ситуация выгладит опять интересной. Если знакомая отдает долг и проценты кредитору, то выигрывают две стороны. Знакомая решает свои финансовые дела, а кредитор зарабатывает на этом деньги. Мы не получаем ничего. Если знакомая деньги не отдает, то это делаем мы за свой счет. Кредитор зарабатывает деньги, знакомая их тоже зарабатывает (не отдает долг). Мы остаемся без 1500 долларов.

То есть мы гарантированно ничего не выигрываем и имеем шанс еще и пролететь. И это все только из-за того, что «неудобно отказать людям».

Резюме – если не умете говорить «нет», то тогда платите деньги.

Еще интересный случай 4. Одному дистрибьютору иностранной сетевой компании, у которой была приличная сеть консультантов, позвонили из компании и сообщили следующее. Ряд консультантов этого дистрибьютора не заплатили налоги и от этого имидж компании может ухудшиться. Чтобы этого избежать компания предложила дистрибьютору самой уплатить за своих консультантов налоги.

Суть. Консультанты - это индивидуальные предприниматели и обязаны сами платить налоги. Если они их не заплатили, то все вопросы к ним, а не к их вышестоящему дистрибьютору. И если иностранной сетевой компании так важен свой имидж, то пусть она сама за них налоги и платит. Но дистрибьютору было неудобно сказать «нет», она взяла кредит заплатила эти налоги и сейчас еще платит по нему проценты.

Но разводные случаи бывают еще и не на деньги, а на время. Это когда людям самим для себя влом что-то сделать и они подряжают на это других людей. И конечно бесплатно. То есть эти люди делают что-то для своих знакомых за здорово живешь, хотя эти знакомые могли это сделать сами.

Случай 5, простой.

Звонит какая-то девушка, с которой мы когда-то давно сталкивались. И предлагает нам какую-то сумасшедшую информацию, которая может перевернуть нашу жизнь и мы просто обогатимся. Причем по телефону ничего толком не говорит, предлагает встречу. Ну понятно, что там будет идти речь об очередной сетевой компании. Чтобы сильно девушку не обижать по старой памяти соглашаемся – «приходите к нам в магазин тогда-то». Но она все равно обиделась: ну вот еще, стану я куда-то там тащиться, у меня время в обрез, это вы ко мне приезжайте, чтобы я на переезды время не тратила. Мы ей популярно объяснили: это ты нам позвонила, а не мы тебе, это тебе от нас что-то надо, нам от тебя ничего, ну вот ты сама к нам и езжай, если тебе так нужна встреча с нами.

А ведь лет за десять до этого нам было бы неудобно ей отказать мы бы потащились через весь город и потратили на всю эту муру полдня.

Случай 6, популярный.

Это когда человеку хочется получить ответ на свой вопрос и это хорошо. Но он из-за этого отвлекает других людей, хотя мог бы получить ответ легко и просто в интернете.

«Наташа, что такое роза-флорибунда?» Блин, совсем люди охренели. Тебе уже что - влом на клавиатуре в поисковике набрать свой вопрос? Там ответов будет тьма, выбирай любой по вкусу.

Это понятно, если ответов в интернете нет. Мы с удовольствием на все ответим. Но когда эти ответы легко можно найти в поисковике, то нам такая инертность непонятна.

Случай 7.

Одна семейная пара на излете лет решила заняться индивидуальным предпринимательством. Таким же делом у них занимались знакомые в другом городе. И пара предложила этим знакомым делать на них оптовые закупки и пересылать им эту продукцию. Представляете положение знакомых? Им нужно потратить время на: принять заказ от пары на продукцию, прикрутить его к своему заказу, отправить его в оптовую фирму, получить деньги, получить заказ, рассортировать его, скомплектовать продукцию для пары, отвезти в транспортную компанию и отправить его. И все это за здорово живешь.

Но знакомые здраво все оценили, ну можно один раз так сделать, ну два. Но постоянно этим загружаться как-то не захотелось. Тогда они задали семейной паре вопрос: вы занялись бизнесом, почему вы сами это все не делаете? Ведь это же является вашей работой.

И получили ответ – «Ну а где я на это все найду время – это ж надо со всеми поставщиками связаться, сделать оплаты, потом получать их продукцию мотаться по транспортным компаниям. А у нас дети, внуки, дача, гараж, собаки. На все это нужно время и неохота его отрывать на какой-то там бизнес. Нам проще, если вы за нас это все сделаете».

Классический случай развести на время других людей. Люди хотят иметь высокие доходы, но не хотят на их зарабатывание тратить время и ищут дураков, которые все сделают сами и принесут им в клюве деньги.

Резюме – учитесь отказывать людям, иначе вы лишитесь своих денег и времени.

Но тут без фанатизма, нужно уметь отличать приход возможностей от попыток развода. И по этому случаю история.

В 2002 году весной мы пытались организовать свой бизнес и ничего не шло. Тут нас пригласили на лекцию по биотехнологии и микробиологическим препаратам. Созрела мысль изучить возможность создания бизнеса на биотехнологии. Но говорить лектору, чтобы он проводил лекцию у нас дома, это было бы не серьезно. Поэтому мы потратили время, чтобы посетить эту лекцию и полученную возможность впоследствии реализовали.

Допустим, вы настроились на то, чтобы в неудобных для вас случаях говорить "нет". Но периодически будет складываться ситуация, когда напрямую отказать неудобно. Например, от вас что-то хочет хороший знакомый и обижать его как-то не с руки. Мы в таких случаях поступаем очень просто, говорим - "да, это очень интересно, но мне надо подумать". Если собеседник сильно настаивает на срочном принятии решения - "да что тут думать, надо сейчас срочно все решать", то мы сообщаем, что "мы всегда перед принятием решения обдумываем минимум сутки, абсолютно всегда, поэтому ответ можем дать в лучшем случае завтра". То есть мы и не отказали, но и не согласились.

А на следующий день сказать "нет" значительно проще, потому что ваш собеседник днем ранее ждал от вас положительного и ответа и его не дождался. Он уже: начал понимать, что может получить как положительный, так и отрицательный ответ, и он уже ищет другие варианты помимо вас. Поэтому на следующий день ему значительно проще воспринять ваше "нет".


Иванцова
Наталья Иванцова
Консультант новосибирского центра природного земледелия "Сияние",
Новосибирск, ул.Советская 50, ул. Кедровая 32А.
тел. 8 (383) 247-87-47,

https://sianie54.ru
sianie2@yandex.ru

Смотрите мои видеолекции по экологическому садоводству
https://www.youtube.com/channel/UCSqdIGDvW1RcK3flr1kQNSQ

ВКонтакте - https://vk.com/nataliaivantsova54
Телеграм - https://t.me/nataliaivantsova54
Instagram: https://www.instagram.com/natalia_ivantsova_54/

Комментарии
Получать ответы на почту
Здравствуйте, я автор публикации "Учитесь говорить "нет""
Оставить отзыв о моей статье и задать вопрос вы можете
здесь
Перейти на сайт моего садового центра вы можете
здесь
Узнать расписание школы садоводов вы можете
здесь
Перейти в каталог садовой продукции
здесь
Имя *
E-mail *
Логин (мин. 3 символа)
Пароль
Подтверждение пароля
Телефон
Город
Для продолжения вы должны принять соглашение на обработку персональных данных
Email или логин
×