немного о развитии
Развитие – это когда:
- достигаешь чего-то нового, более качественного, интересного,
- добиваешься большего в количестве.
По новому.
Вместо езды на запряженной лошадьми телеге начал передвигаться на автомобиле.
Вместо того, чтобы пять лет подряд учиться в пятом классе средней школы, поступил в институт.
В дополнении к тому, что рассказываешь о природном земледелии садоводам, устроил учебный огород, где все можно посмотреть глазами.
По количеству.
За короткое время существенно увеличил свои доходы.
Вместо ста штук продукции в день завод начал выпускать пятьсот.
В течение года увеличил количество постоянных покупателей с тысячи до пяти тысяч.
Развитие может быть трех видов: развитие вверх (прогресс), отсутствие развития (стагнация) и развитие вниз (рецессия).
Но это все игра слов, реальное развитие имеет только один вид – развитие вверх, прогресс. Все остальное это не развитие, а существование. Тем более, что в бизнесе ты либо развиваешься, либо деградируешь и теряешь бизнес. На одном уровне в бизнесе держаться не удастся.
Как достичь развития бизнеса? Да очень просто – развивая его! То есть, постоянно делая что-то по-новому. Это интенсивный путь развития, то есть качественный.
Есть еще количественный (экстенсивный) путь, когда все делается как обычно, но в больших количествах. Еще больше рекламы, большерастяжек, больше статей в газетах, больше объявлений на подъездах. Это хороший путь для начала бизнеса, но потом он упирается в два потолка.
Первый потолок – ограничение средств и времени. То есть можно проделать всей этой работы до определенного финансового рубежа. У вас просто не хватит денег, чтобы постоянно увеличивать тиражи вестников. Также и по времени – у вас просто не хватит часов в сутках, чтобы постоянно выполнять все увеличивающуюся нагрузку. К тому же однообразная деятельность вам скоро приестся.
Второй потолок - потеря интереса потребителями к вашим действиям. Представьте, весь город заклеен вашими объявлениями, все газеты города пишут только ваши статьи, на каждой остановке постоянно раздают ваши вестники. Жители города перестанут на все это реагировать и у них начнется раздражение и отторжение – «опять икра, ну сколько можно».
Интенсивный путь развития более перспективен по целому ряду причин.
К нему труднее привыкнуть потребителям ваших действий. Представьте, вас кормят постоянно одной капустой. Вы привыкаете к этому блюду и оно вам скоро наскучит. Степень привыкания сильно отобразится на вашем лице.
Тогда чтобы повысить уровень счастья от приема пищи вам начнут давать больше капусты. Кухня думает, что так вам точно будет лучше, потому что вы явно недоедаете ее блюд. Но ваше лицо мрачнеет при виде поданных вам блюд – щи из капусты, салат из капусты, капустные котлеты с тушеной капустой и кисель из капусты. Видя, как вы снимаете табельное оружие с предохранителя, на кухне кто-то явно не глупый поменяет стратегию работы с вами как с клиентом. Вместо количественного пути он начинает идти по-качественному. Вам при каждом визите преподносят все новые блюда. Ваше настроение резко улучшается, также как и отношение к кухне. Вы решаете, что лучше каждый раз пробовать новые блюда, чем есть одну капусту. На будущее вы заказываете то, что вам больше понравилось и просите приносить по одному новому блюду на пробу. Чтобы найти что-то вкусное и особенное. Таким образом, вы предпочтете креативное кафе капустному.
Итак, владельцу каждого кафе нужно сделать выбор – либо остаться капустным кафе, либо переквалифицироваться в креативное. Часть владельцев, причем большая часть, останется на уровне капусты. «Да на фиг они нужны эти новые блюда! Пусть капусту едят. А чтобы было больше клиентов, нужно просто открыть больше кафе в разных частях города». Другая часть владельцев то же продолжит подавать капусту и даже новых кафе открывать не станет. И меньшая часть владельцев пойдет по креативному пути.
Почему большинство предпринимателей не занимается новыми идеями развития? По трем причинам: нужно дополнительно думать, нужно дополнительно делать, нужно дополнительно вкладывать деньги.
Вы лежите на диване с банкой пива перед телевизором. И вам задают вопрос – ты встанешь с дивана, начинаешь думать, потом делать и вкладывать деньги, но зато твои доходы повысятся, возможно не сразу и не гарантированно. Или ты остаешься на диване, можешь ни думать, ни делать, ни вкладывать, но гарантированно будешь получать обычный доход, причем в лучшем случае. А в худшем твои доходы упадут.
При таком раскладе большинство предпочтет диван перспективе роста доходов. А другого расклада и не будет, только такой.
Но нас большинство не интересует, нам важны те, кто станут шевелиться. Как они будут развивать свой бизнес?
Основой любого развития являются мысли. Нужно просто взять привычку часть своего времени тратить на то, чтобы подумать о развитии. Составить список возможных действий, спланировать их.
Далее идут действия. Есть план действий развития, нужно его выполнять, а не лежать на диване. За вас это никто не сделает. И в ряд действий нужно вкладывать деньги. Выпустили новый тематический вестник, приобрели новую продукцию на испытания, сделали новый стенд с плакатами, приобрели видеокамеру для съемок видеоклипов.
Главным звеном развития является сам руководитель бизнеса. Реально все происходит в последовательности: руководитель развивается как личность и бизнесмен – планирование нового – действия – результат.
Ситуация такая: руководитель развиваться не хочет, планировать и делать не собирается. Задание по развитию бизнеса дает сотрудникам. Тут два варианта, либо никто ничего делать не будет, раз Сам не шевелится, то нам то это все это зачем. Либо кто-то начнет шевелиться, бизнес начнет развиваться, и у того, кто шевелился, закрадутся мысли – а причем здесь руководитель? Организую ка я сам свой такой же бизнес и все результаты моих действий будут моими.
Ситуация другая: руководитель настроен на развитие, стремится и делает новое сам и стимулирует к этому своих сотрудников. Он изучает, думает, анализирует, планирует, делает. Часть его действий заканчивается неудачей, часть ни к чему не приводит, зато третья часть, иногда очень малая, приносит такие результаты, которые с лихвой перекрывают потери от неудачных действий и приносит мощный результат.
Причем даже если все его результаты закончатся ничем, то это все равно действия работают на самого руководителя. Степень его самооценки растет, так как приобрел значительный опыт. А в мире ценится именно опыт, в том числе и неудачный. Теоретики, даже очень культурные и воспитанные, ценятся меньше, чем практики, даже имеющие странные привычки.
Неудачные действия кроме того дают ценную информацию – этот способ не работает.
Личная уверенность и опыт сильно повышают эффективность общения с людьми – как с клиентами бизнеса, так и с его партнерами.
Опыт развития становится привычкой, действия уже начинают делаться «на автомате». Это как при вождении автомобиля ваши руки все делают сами. Хотя при первых уроках вы судорожно вспоминали какую педаль сейчас нажимать.
Опыт развития на уровне привычки приводит к тому, что даже при потере бизнеса или его падении от объективных обстоятельств креативный руководитель быстро все наверстывает. И при этом особо не паникует и не тратит время на переживания.
Главное в качественном пути развития это то, чтобы руководитель стал спецом в свой области бизнеса. Если есть СТО – надо стать спецом в автотехнике, если магазин товаров для водоснабжения, то надо все знать по трубам и фитингам, если садовый центр – надо знать как можно больше в садоводстве.
Покупатели сильно ценят опыт и квалифицированные консультации. Им не важно делать покупки в федеральной сети магазинов, для них важно, чтобы их проконсультировали при покупке и помогли подобрать то, что даст нужный результат при минимальных издержках. То есть покупателю предлагают именно то, что соответствует его случаю. А в федеральной сети он может и купит дешевле, но потом окажется, что ему продали совсем не то.
Грамотные консультанты запоминаются и их услугами пользуются потом постоянные покупатели и рекомендуют их своим знакомым. Бизнес расширяется без особых усилий для его руководителя.
Люди идут в магазин приобретать средство решения своих проблем. А средств много под разные случаи жизни и непонятно, как в этом всем разобраться. И покупатели жаждут, чтобы им кто-то рассказал, что им конкретно нужно и как этим пользоваться.
Садовод решил замостить дорожку от садового домика до туалета. Он идет в строительный магазин с массой вопросов. Какая плитка лучше, какой бордюр лучше, как правильно сделать дорожку, какие материалы использовать. Где ему дадут аргументированные ответы, там он все это и закупит.
Так же и по другой садовой продукции. Какие семена лучше, когда сеять, как сеять, как ухаживать, чем защищать от болезней, как увеличить урожайность, как бороться с вредителями, как сократить трудоемкость.
Садоводам нужны консультации тех людей, которые этим пользовались, а не тех, кто много читал по этому поводу. Если в торговом зале будет выступать два человека – профессор, много читавший о выращивании томатов, и садовод, у которой они шикарно растут в любых условиях, то слушать будут именно садовода.
Если хотите, чтобы в ваш магазин шли на ваши знания и опыт, то этот опыт нужно получить. Иначе вам придется согласиться с вашей нынешней жизнью.
Но применяя новые методы будьте осторожны, так как новый метод может упразднить старые и привести к падению бизнеса. Вот свежий пример (март 2015 г).
В одном далеком-далеком сибирском городе сделали филиал транспортной компании. Причем филиал оборудовали по последнему слову техники. Большая разгрузочная площадка, удобный офис, автоматизированный склад. Мы сразу же перестали отправлять грузы через другие фирмы и начали пользоваться услугами этого филиала. Все шло замечательно несколько лет. А тут наступил плановый кризис, объемы отправок упали и владелец филиала решил заняться чем-то дополнительным. Для этого он уменьшил территорию склада и сдал освободившиеся складские помещения в аренду. Все бы ничего, но он оставил под склад транспортной компании угловую площадку, а в аренду сдал конечную, более свободную. И в итоге на разгрузочной площадке образовалась кутерьма в виде большой очереди на сдачу и получение грузов. На большей части территории площадки стоят машины арендованных складов, причем с дальней свободной стороны. А машины, приезжающие сдавать\получать грузы вынуждены проталкиваться через парковку. Мест сдачи грузов стало меньше и образовалась очередь. Из-за машин на парковке не видно, кто стоит в очереди и поэтому в течение дня возникает масса скандалов на тему кто стоял в очереди и за кем. Клиенты стали уходить в другие транспортные компании. Грузов стало еще меньше, и их отправки стали происходить реже - транспортники начали копить грузы пока не наберется нужный объем для заполнения вагона. Из-за этого увеличились сроки доставки грузов. И еще больше клиентов филиала транспортной компании ушло к его конкурентам.
Так что внедряйте новшества без фанатизма. Думайте головой.