Нравственность и работа мозга
Как-то в одной полезной научно-популярной книге прочитал про один эксперимент. Нужно спрашивать всех подряд о том, кто в нашей стране занимается моралью и нравственностью. По данным автора книги большинство опрошенных заявили, что этим занимается религия или церковь.
Я провел такой эксперимент, первый опрошенный заявил, что в нашей стране нравственностью занимается церковь. Второй опрошенный ответил также, но потом подумал, и сказал, что «никто не занимается». Еще около десятка опрошенных также не были в курсе откуда «дует мораль».
А теперь, как в известной телепередаче, «правильный ответ». Нравственностью занимается мозг каждого человека. И делает это он по эволюционно-генетическим причинам.
Что же такое нравственность и зачем в этом нужно копаться. В интернете полно разных определений этого термина. Например, «нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде». А вот что поэтому поводу написано в википедии – «Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе».
Надо сказать, что эти и другие определения как-то более понятные, чем определение духовности. Тем не менее давайте возьмем напильник и обработаем им понятие нравственности так, чтобы оно было понятно всем, даже ребенку и доктору наук. Потому как не все поймут, если употреблять в разговоре такие слова как «ценностная структура сознания», «общественно необходимый способ регуляции действий человека».
Даем свое обозначение: нравственность – это «соблюдение правил поведения в группе» и больше ничего. Соответственно, нравственный поступок этот тот, который соответствует правилам, а безнравственный тот, который этим правилам поведения в группе не соответствует.
Вы, наверное, обратили внимание, что в определении присутствует «группа», чего нет в интернетовских понятиях. То есть если есть группа хотя бы из двух человек, значит есть и нравственность. Если группы нет, то и никакой нравственности нет. Именно «группа» является ключевым словом в определении.
Когда человек живет один в пещере и ни с кем не контактирует, то и проявлений нравственности или антинравственности тут и быть не может. Потому что если он сделал гадости сам себе, то это не будет являться ненравственным поступком. Так как человек сам определяет степень правильности эти действий.
А вот стоит в той же пещере собраться группе из двух и более человек, тот тут без установления правил поведения не обойдешься. И нарушения этих правил и назовут безнравственными поступками. Причем назовут другие участники группы, поэтому нравственность и есть соблюдение правил поведения в группе, которые устанавливаются всеми сообща. Когда часть правил будет изданы в виде закона, то поступки перейдут из категории безнравственных в незаконные.
А сейчас мы с вами не сходя с дивана проведем научное исследование. Мы с вами вычислим момент, когда нравственность появилась на свете. Надевайте белый халат, сделайте умный вид и подайте заявку в нобелевский комитет за участие в международном исследовании на тему «Период зарождения нравственности в человеческом обществе». Так когда появилась нравственность? Интересует не дата, а исторический момент, период. Вы наверняка догадались правильно, тем более что ответ «закопан» в определении нравственности: соблюдение правил поведения в группе. Исходя из определения, нравственность появилась - правильно, в момент появления первых групп приматов. И религия, церковь или любое другое учреждение к этому не имеет никакого отношения. Тем более, что из десяти заповедей библии, только пять имеют отношение именно к правилам поведения в группе, а другие пять относятся к почитанию.
Итак, как только образуется группа людей количеством от двух и более особей, то в этой группе сразу же появляются правила поведения или взаимоотношений. Никто не ждет, когда будет создана административная или религиозная контора для официального установления правил поведения. Как только сошлась группа, то сразу начинают вырабатываться правила взаимоотношений между её участниками. Это может происходить постепенно, когда происходят разные эксцессы и неувязки. Стороны конфликта обсуждают эти сложности взаимоотношений и договариваются о принципах сотрудничества. А бывает и так, что группа образуется и её участники сразу договариваются о правилах поведения.
Забавное отступление. Когда я проводил тестовые опросы населения на тему «кто у нас в стране занимается нравственностью», один мужчина заинтересовался сутью этого вопроса. Я ему объяснил, что часть людей считает, что этим занимается религия. Он тогда подумал и сказал: «ну да, тогда по аналогии - демографией у нас занимаются порносайты. Понятно, что это бред. Нравственность и размножение это естественные природные процессы и никакая контора этим специально не занимается. Тут скорее всего просто "приватизировали" то, что исторически и эволюционно сложилось само собой. У нас же полно любителей выдать за свое то, к чему они никаким боком причастны не были». Золотые слова!
Абзацем раньше было заявление о том, что нравственность, то есть соблюдение правил поведения в группе, появилась в момент появления первых групп приматов. Это не совсем так, потому что в любой группе животных также существуют свои правила поведения, то есть свои проявления нравственности. И при этом никто там кадилом не машет.
В одном из таиландских зоопарков живет слепая слониха. Так ей в течение всего дня помогает одна из молодых слоних. Она бок о бок ходит с ней по территории, подводит к пище и воде. Если слониха-поводырь занимается своими делами, то она сразу же их оставляет и бежит по первому зову слепой слонихи.
Вы наверняка слышали о многих случаях, когда дельфины спасают не только своих, но совершенно чужие существа, включая людей. Один ученый наблюдал случай, когда группа горбатых китов спасала от нападения касаток самку серого кита с детенышем. В китайском зоопарке женщина-дайвер перестала дышать в аквариуме с ледяной водой, так ее оттуда вытащила белуха.
Про групповое спасение теленка стадом буйволов вы можете посмотреть видео в интернете. В ютубе есть сборный ролик о случаях оказания животными разных видов помощи друг другу и людям. В конце ролика для контраста показано как люди лупцуют друг друга чем ни попадя.
В одном исследовании в клетку поставили одни контейнер с запертой крысой и второй с шоколадной стружкой. Затем в клетку выпускали подопытную крысу. Так она в начале открыла контейнер и выпустила из заточения другую крысу, и только потом отправилась к шоколаду.
Понятно, что в жизни плотоядные животные с потенциальной едой и соперником не церемонятся, а люди спасают других людей и тех же животных. Поэтому не должно родиться образа святых животных и негуманных людей.
Для интереса можете почитать в интернете о том, как организована жизнь в больших группах насекомых – термитов, пчел, муравьев. Вся она подчиняется своему своду неписанных правил. И соблюдение этого свода правил и называется нравственностью.
На основании этого и других подобных фактов многие исследователи утверждают, что мораль и нравственность вовсе не изобретение человечества, а особенно религиозных организаций. Правила поведения создаются в любой группе животных и людей сами собой по договоренности участников группы.
У моего деда жило много по моим меркам домашних животных: козы, свиньи, куры, ну и понятно кот с собакой. Так я вам скажу у них там правила поведения между собой были не слабые. Например, когда у одной самой мелкой курицы были цыплята, то во двор не выходили козы и собака. Да и люди крались в туалет вдоль стены сарая. Как только утром выводок появлялся во дворе, так собака забивалась в будку и сидела там безвылазно до глубокого вечера. Потому что курица при появлении любых потенциальных "агрессоров" нападала на всех кого ни попадая, поэтому с ней старались не связываться. А когда цыплята подрастали и выводок распускался, эта курица становилась самой забитой в стае других кур.
А что там наши братья-приматы? Это песня. Вообще приматологи досконально изучили поведение наших родственников и накопили много наблюдений по этому поводу. К примеру, обезьяны добровольно открывают для собратьев дверь, дающую доступ к пище, хотя сами при этом ее частично лишаются. Они помогают своим больным товарищам, утешают друг друга объятиями и поцелуями.
Вообще, обезьяны так же как и мы стремятся к власти, сексу, безопасности, ценят сотрудничество и доверие, проявляют симпатии, добиваются справедливости. Самки шимпанзе тащат самцов навстречу друг другу для примирения после схватки. Во время ссор альфа прекращает ее и никогда не принимают ни чью сторону, даже если в ней участвует его приятель.
Однажды самец шимпанзе услышал крик едва знакомой ему самки, которая упала в воду. Он преодолел две электрические изгороди (!), добрался до нее и вытащил из воды. На что только не пойдешь ради женщин. В другом случае самку шимпанзе покалечили собаки браконьеров. После этого один молодой самец носил детеныша самки во время групповых переходов, пока она ковыляла в конце группы. Были отмечено много случаев усыновления не родных по крови детенышей, причем делали это не только самки, но и самцы. Шимпанзе помогают друг другу — делятся пищей, с риском для себя защищают друзей, помогают члену группы выбраться из браконьерской ловушки.
Во время сильной грозы дверь убежища для шимпанзе в одном зоопарке оказалась закрытой. Ученый случайно это обнаружил и открыл ее для двух обезьян, которые основательно промокли и замерзли. Шимпанзе вначале обняли ученого в знак признательности и только после этого пошли в сухое место. А вот среди людей бывает так, что человеку поможешь, а он еще за это и по голове настучит. В другом случае шимпанзе в условиях дикой природы буквально оттащил своего неопытного собрата от ядовитой змеи.
Конечно, обезьяны не являются «белыми и пушистыми», впрочем, как и люди. Крупные обезьяны охотятся и питаются мелкими, шимпанзе во время территориальных споров убивают сородичей из других групп. Но среди наших близких родственников есть уникальный вид человекообразных обезьян бонобо с забавными повадками. Например, при тех же пограничных спорах, когда среди шимпанзе начинается смертоубийство, бонобо ведут себя совершенно иначе. Первыми на врага кидаются самки и начинаются яростно спариваться с самцами противника. Похоже они отлично знают, что мозги у самцов однозадачные и они могут заниматься только одним вопросом. Поэтому спаривающиеся самцы перестают воевать и на поляне разворачивается конкретная групповуха. После этого спаривание переходит во взаимное мирное общение, взрослые выискивают друг у друга блох, а молодняк вместе играет.
Вообще в зоопарках шимпанзе разных стай держат друг от друга отдельно, пока они не познакомятся. А вот группы бонобо легко сводят вместе в один присест. Самое «худшее», что обезьяны при этом устраивают, это оргию. Кстати, бонобо это один из немногих видов животных, в котором царит матриархат. Самцы похоже ведут настолько оживленную половую жизнь, что на другое у них энергии и времени не хватает. А один японский приматолог сказал об этом виде: «У бонобо всё и всегда мирно. Когда бы мне ни случилось увидеть бонобо, они вечно наслаждаются жизнью». Это как в анекдоте – «самый лучший телеканал это порноканал, ни взрывов, ни убийств и все любят друг друга».
Почему же такие различия в поведении среди двух видов обезьян? Все дело опять же в мозге. У бонобо оказались заметно крупнее те его участки, которые связаны с восприятием чужих страданий. Но есть и другие причины, мы их разберем в какой-нибудь другой статье.
Итак, правила поведения есть в любой группе животных. Без этих правил группа просто бы не смогла существовать. Правила вырабатываются долгим эволюционным путем и фиксируются в мозгу, в генетической памяти. Какая-то часть правил просто передается от взрослых к детям.
Шимпанзе, например, очень строго следят за соблюдением правил поведения в группе. Под контролем все участники стаи, за исключением двух категорий – молодняка и увечных и больных животных. К примеру молодняку позволяется делать все что угодно. Когда обезьянам дают пищу, то в начале ее ест альфа-самец, затем бета и самцы по рангу, далее также по рангу самки. Молодняк может налететь на корыто и есть вместе с альфой. На «лафа» действует только до определенного возраста. При его достижении молодняк пару раз получает затрещины за то, что раньше ему сходило с рук. Он тут же начинает ориентироваться в правилах поведения и после этого контролирует свои поступки.
За время существования планеты на ней жили и живут десятки, если не сотни миллионов видов животных. Часть из них являются групповыми. Многие миллионы лет в их среде вырабатывались правила поведения. Человек - это также групповой вид, предки которого миллионы лет жили в группах со своими правилами поведения. И тут, по каким-то загадочным причинам, в одном виде появилась тенденция считать, что правила поведения создались, контролируются и продвигаются другим членам группы определенным внутренним альянсом. Причем миллионы лет этого альянса не было, а тут он несколько столетий назад появился и все заслуги по нравственности приписал себе. Смех!
У нас что, до возникновения религии наши предки не придерживались никаких правил и не помогали собратьям в беде? Народ, не парьтесь. Моралью и нравственностью среди групповых видов занимается эволюция, ДНК и мозг. Причем происходит это миллионы лет. Приписывать этот естественный процесс какой-нибудь общественной организации это тоже самое, как приписывать организацию процесса вегетации растений министерству сельского хозяйства.
Мораль и нравственность, то есть правила поведения, появились вместе с созданием первых групп животных. Их главная цель заключается в организации интеграции, что существенно повышает шансы на выживание всей группы и каждого ее участника. Проживание в одиночку эти шансы существенно снижает. Поэтому в целом животные стремятся подчиняться правилам поведения. Однако иногда появляются особи, не желающие этим правилам следовать. В этом случае их просто выгоняют из стаи, а иногда и убивают. Таким образом дурные антигрупповые гены удаляются из процесса размножения и не передаются потомкам. Поэтому в настоящее время считается общепризнанным, что человек эволюционно приспособлен к совместной жизни и потенциально нравственен. То есть имеет потенциал сотрудничества с другими людьми.
Несколько раз смотрел ток-шоу по поводу нравственности. На них выступали большие люди с большими погонами и говорили они по теме в стиле «ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий». Ну то есть в торговле они бы точно прогорели. Поэтому все участники ток-шоу являются представителями разных фондов, центров, институтов и прочих организаций непонятного назначения. Ни разу ни на одном увиденном мной ток-шоу никто из них не дал толкового определения нравственности, которое было бы понятно ребенку. Большинство из них во время обсуждения постоянно тяготели к религиозным взглядам и десяти заповедям. В итоге на всех этих шоу к единому знаменателю так и не пришли.
Вообще не понятно, почему вопрос соблюдения правил поведения в группе сводится к десяти правилам одной из пяти тысяч религиозных организаций. То есть если эти десять правил соблюдать, то вопрос нравственности будет решен? Я подозреваю, что маловато будет. И как быть с представителями других религий, у которых свои заповеди?
В процессе чтения статьи у вас возможно появилась мысль о том, какое отношение нравственность имеет к физиологии успеха, работе мозга и постановке целей. А самое прямое и непосредственное. Поэтому к этому понятию мы периодически будем обращаться и в других статьях. Суть в том, что вы не сможете добиться успеха, то есть существенно повысить уровень своей жизни, без участия в этом других людей. Вам придется с кем-то кооперироваться и создавать группы или участвовать в имеющихся сообществах. А там где группа, там и правила поведения и там и соблюдения этих правил. Без соблюдения правил вас из группы выпрут и вы можете поставить крест на своем успехе.
Теоретически конечно реально иметь цель, которую можно достигнуть в одиночку. Например, жить в одиночку на природе в гармонии с ней и никого (людей) не видеть. В России даже есть такое духовно-религиозное движение «жить на родовом поместье». Но и там поместья располагаются рядом, соответственно появляется группа соседей со своими правилами.
Приматы стали людьми благодаря группированию, все одинокие виды животных так животными и остались. Создание сообществ людей привело к развитию цивилизаций и существенно подняло наш уровень жизни. Большинство читателей раздела по физиологии успеха также имеют потребность в повышении своего уровня жизни и благосостоянии. Мы с вами также имеем и разные моральные цели. И достичь моральных и материальных целей можно в кооперации с другими людьми. Поэтому в своих целях и планах надо всегда иметь целый раздел по сотрудничеству с другими людьми.
Привожу пример одного из видов сотрудничества. В 2002 году была создана кооперация садовых центров природного земледелия «Сияние». В нее входят независимые садовые центры. Мы обмениваемся друг с другом опытом работы и этим экономим друг другу время, силы и средства. Мы совместно создаем информационные ресурсы для садоводов. Наш сайт, на котором вы читаете эту статью, мы наполняем сообща. Так же как и наш видеоканал на ютубе, он состоит из видео, сделанными в разных городах. Каждый садовый центр проводит эксперименты с садовой продукцией, методами агротехники и растениями. Мы регулярно обмениваемся друг с другом интересными материалами и показываем их во время школы садоводов. В одиночку такую работу не провернуть.
Так что пишите цели, кооперируйтесь с другими и у вас все получится.А в следующей статье вы узнаете о том как образовалась религия исходя из теории и практики работы мозга.
Прочитав вашу статью мне захотелось ответить вам.
Вы правы говоря, что для того чтобы выжить животные собирались в стаи (группы). В "группах" животных устанавливались взаимоотношения инстинктами, природой. Вы правы, что только объединившись животные могли охотится и защищать себя от более крупных хищников. Но животные не могут мыслить они живут инстинктами. А людей думающих создал Господь. Совершенно не зная ни чего о религии вы беретесь судить эту тему. Вы пишете: Почему вопрос соблюдения правил поведения в группе сводится к десяти правилам одной из пяти тысяч религиозных организаций? ... И как быть с представителями других религий у которых свои заповеди? Извините, но похоже вы не читали заповедей ни одной религии, кроме христианства. Я светский человек, но православный и то знаю, что у всех религий существуют все эти 10 заповедей. Даже если они и выражены немного своими словами и на своем языке. И в этих 10-ти заповедях Господь указал главные принципы нашей жизни, как мыслящих существ. Вы большой специалист в своей области знаний, так и пишите статьи об этом. Не надо лесть в области в которых вы не настолько грамотны, как в своей. А то у меня начинает возникать мысль, что вы, как и Дарвин частично правы. Есть часть людей, пытающихся поставить себя умнее всех, которых не Господь создал, а они действительно произошли от приматов. Извините, если чем либо обидел вас.
Сорокин Н. М.
Я прочитал Ваш комментарий и он мне понравился. Люблю возражения, так как при ответе приходится размышлять, собирать дополнительную информацию и выдвигать разные доводы. В итоге появляется результат, который не появится в результате положительных отзывов.
По поводу «Не надо лесть в области в которых вы не настолько грамотны, как в своей» - тут я не совсем согласен. Каждый человек может выразить свое мнение по любому поводу. Иначе у нас статьи о медицине имел бы право писать только министр здравоохранения, статьи о защите государства только министр обороны (кстати, не специалист, имеет строительное образование) и так далее. Я в любой дискуссии выслушиваю мнение любых людей, в том числе не специалистов. И только если у меня не хватает доводов и фактов, то тогда конечно применяю прием «не лезьте туда, в чем вы не разбираетесь».
Более того, на нашем сайте «учебник садовода» статьи пишут неспециалисты о своем практическом опыте. И если бы мы ждали, пока ученые-агрономы придумают агротехнику природного земледелия, то воз до сих пор был бы там. Ну а сейчас садоводы-пенсионеры методами природного земледелия выращивают урожаи больше, чем их соседи-агрономы.
А теперь по сути. Собственно статья о том, что «нравственность – это соблюдение правил поведения в группе». Насколько я понял, у вас по этому поводу возражений нет. Далее, правила появляются в момент образования любой группы и к этому никакого отношения не имеют религиозные, спортивные, профсоюзные и прочие общественные организации. Христианству 2000 лет, исламу еще меньше. До этого периода я не жил, но почему-то уверен, что правила не убий, не укради в группах людей были и действовали. Понятно, не в 100% случаев, также как и после возникновения новых религий. Антропологически современный человек образовался примерно 200 000 лет назад и по-любому в группах наших предков существовали нормы и правила поведения.
«в этих 10-ти заповедях Господь указал главные принципы нашей жизни, как мыслящих существ». Вопрос в том, что помимо этих правил поведения существует очень много других письменных и устных важных правил, то есть на десяти свет клином не сошелся. Например – не вываливай мусор или что другое перед дверью соседей, не переходи и не переезжай дорогу на красный свет, не храни газовые баллоны в многоквартирном доме, при строительстве и эксплуатации торговых центров соблюдай правила противопожарной безопасности, не бей детей и женщин и т.д.
А по поводу «Религия и работа мозга» будет статья в этом месяце, в отношении происхождения людей (от обезьяны или каким другим способом) постараемся в ближайшие пару месяцев.
Собственно, этот раздел предназначен для знакомства с другими точками зрения, в основном использующими доказательную базу. Дискуссия стиля «я верю в это, а я в то» абсолютно бессмысленна.
А у меня сложилось впечатление, что Вы ставите телегу впереди лошади.
Нравственность не спасает человека. Для того, чтобы спасти свою бессмертную душу недостаточно быть просто хорошим человеком.
Христианство парадоксально: ни в какой другой религии нет заповеди о любви к врагам. Возможно, Вы станете апеллировать только полученными Моисеем заповедями на горе Синай. Но уверяю Вас, что все, что сказано в Библии в повелительном наклонении имеет под собой заповедь к человеку.
10 заповедей - это заповеди Ветхого Завета.
Мы люди Нового Завета и к нам относятся 9 заповедей блаженства в большей мере.
Человек не может объяснить порой свои чувства, любовь, дружбу и т.д., но это не значит, что если их не видно, то их нет. Вера от слышания, а слышание о Слова Божия. Вера постигается опытным путем, но никак не только через знание и информацию.
По поводу происхождения людей. Вы все-таки дарвинист, согласитесь)
Мое глубокое убеждение состоит в том, что для того, чтобы вырастить хлеб нужно быть человеком, а не обезьяной. Для того, чтобы вырастить все то, что есть на этом сайте (порой непросто для выполнения). Вырастить хлеб непросто: подготовить почву, посадить зерно, следить за тем, как оно растет, поливать, защищать от вредителей, если вырастет и даст плод, то собрать, обмолоть, перетереть в муку... Все это весьма непросто! Не будет этим заниматься обезьяна! Равно как и не будет она играть на музыкальном инструменте - скрипке, например.
Все это сложная работа мозга и только человек на это способен.
По пунктам. Христианству больше 2000 лет) Это Христос принял воплотился 2019 лет назад. Но о Нем весь закон и все пророки. Для этого нужны знания, а священные книги, Библия и вся святоотеческая литература об этом и говорят.
Как там у Достоевского в Братьях Карамазовых: «Если Бога нет, то все позволено»...
Простите заранее, может быть грубо, но не хочу никак Вас задеть: заинтересовалась продукцией сайта, но видя вот это обращение о религии и нравственности, думаю, что лучше бы Вы это не писали. Выращивание растений само по себе богоугодное дело, более того, первый человек на земле Адам, был садовником.
Лучше пишите о продукции Сияния и все будет хорошо.
С наилучшими пожеланиями, Наталья.
интересно, что в двух имеющихся комментариях автору предлагается перестать писать о всем, кроме садоводства.
По заповедям и религиозным нормам спорить не будем, в мире 10 000 религий, сторонники каждой считают свою систему единственно верной.
По этому поводу прочитайте новую статью"Как и зачем человек создал бога" (религия с точки зрения работы мозга).
По поводу дарвинизма. Да, я сторонник доказательного подхода. Также я заметил, что сторонник бездоказательной веры очень любят доказательный подход к материальной стороне их жизни. Если их будут в чем-то обвинять на основе "а я верю что вы это сделали", то они всегда требуют доказательств.
Конечно, обезьяна не может сделать хлеб и играть на музыкальном инструменте. А вот эволюционирующая обезьяна, которой являются люди, может. Эволюция доказана многими научными фактами. Насколько я заметил, все кто отвергают эволюцию, сами с этими фактами не знакомились. И это плохо, потому что куча трагедий происходит именно на базе не подкрепленной доказательствами веры во что-то.
Примеры: англичане без каких-либо доказательств верят, что Скрипалей отравила Россия. Украинцы верят, что в их бедах виновата тоже Россия. Во всем мире верили пробирке госсекретаря США, который заявлял что в Ираке есть оружие массового поражения. В результате война и гибель миллионов.
Что-то я запуталась))
Я согласна - Вы произошли от обезьяны.
Человек, который утверждает так заранее обрекает себя на создание неразумным существом. Я знаю, что такой сложный организм - человек и такая непростая Земля - наша планета все было создано Разумом. Человек так непрост - одних сосудов Землю 3 раза обернуть по экватору. Сама планета - только она обитаема и нет таких, а вокруг все безводушное пространство не приемлемое для нашего существования.
Религия познается опытом, почитайте, к примеру, как ее избирал 1031 год назад князь Владимир.
Если не видеть за кистью Художника, а за иглой Портного, Творца, тогда да, все обезьяна рисует и вышивает...
Не человек создал Бога, а Бог человека. XX век всем нам известен там, как прокатившее красное колесо по нашей стране и ее правители отменили первую заповедь. А вторую оставили - они также как и Вы верили в человека. И что в итоге? В итоге: концлагеря. Потому что невозможно просто любить человека, не любя его Творца. А вот опытно познавая Творца человек научается любви ко всему: к кошечке, собачке, каждой травинке, ягодке, разумеется себе подобным. И иначе никак! Защитники животных защищают питомцев и плюют на людей... Да, к сожалению так.
"Мы разжигаем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землей..!" А в итоге и в церквях были тюрьмы и еще их нехватило, сколько было сидельцев.
Когда Господь жил на земле - были и доказательства Его помощи человеку: больных исцелял, прокаженных очищал, бесов изгонял, мертвых воскрешал.
Даже атеисты не спорят об историчности личности Иисуса Христа. Или Вы спорите? Почитайте Латынину, даже она не спорит, а утверждает, что Христос был на земле.
Кстати о смерти: ее никто не победил. А Господь воскрес! И если бы не было воскресения мертвых, то и в жизни нет смысла.
Вы требуете доказательств, но Евангелие говорит: "Тогда вышли фарисеи, и начали спорить с Иисусом и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение". (Мк., 33 зач., 8, 11–21).
Поэтому «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Эти слова Христос обращает не к Фоме, а к нам. Мы не видим Бога, но жажда знаний о Нем нас к Нему притягивает. Мы Бога не слышим, но всматриваемся вокруг: не совершил ли Он того, что мы у него просили. Он – необъятен, непостижим, непознаваем, но мы, как Авраам, можем довериться тому, что Бог Своим обетованиям будет верен.
Что касается о писать кроме садоводства, то вы просто напираете. Я извинилась заранее, но продукцию сияния уже покупать не хочу...
Хотя садоводством очень увлекаюсь.
Мне лично вариант эволюции людей от обезьян (приматов) больше нравится, чем от каких-либо других животных. Хотя если брать отношение к окружающей среде ряда людей, то такое впечатление, что они произошли от свиней. Если вы стесняетесь своих дальних предков, то это ваше личное дело.
По поводу описание системы мира, которое вы предлагаете - есть людей, которые исповедуют другие формы религии и они с вами сильно не согласятся. Против ваших и их взглядов я ничего против не имею, но у меня свои взгляды. Я их изложил, кто-то их прочитал, принял или не принял, это дело читателя.
По поводу "продукцию сияния уже покупать не хочу". Тут не совсем понятно, то вы ратуете за любовь к врагу, то у вас случаются проявления борьбы с инакомыслием. Материальными, понятно, методами.
Я найду общие темы и общее понимание с инаковерующим в Единого Творца: католик, мусульманин. Но не с атеистом. Атеизм - это отрицание Бога. Вот с ним мы общего не найдем. Определите кто вы.
Не стесняюсь своих дальних предков, мои предки - это люди, дальние от меня, уже забытые всеми сродники. Но они не приматы.
И не тащу вас на свою сторону, всего лишь хочу понять образ мышления.
Опыта у вас нет, знаний недостаточно.
Тут свидетельствует недостаток образования.
Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон, сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: “Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство”.
Николай Коперник, создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо “кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?”
Альберт Эйнштейн, сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: “Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием”.
Луи Пастер, разработавший, известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал “космическую асимметричную Силу”, которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА “следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную”.
Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.
Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.
Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 – на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.
Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: “Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!”
Рыба живет в воде и воды не замечает, птица летит по воздуху и не чувствует его, человек живет в земной красоте и также ее не видит... Только вот все живые существа знают о Творце, а человек... Нет...
Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения – к Богу.
Вы нечетко сформулировали свои мысли и еще раз: если вы их высказали будьте готовы услышать обратное. Никто не обязан с вами соглашаться!
Я вас за врага не считаю, мы тут просто мило беседуем, не так ли?
Борьба с инакомыслием путем переписки в чате? Вы серьезно?
Имею полное право ассоциировать вас со всем сиянием, к сожалению так...
Ведь без нее можно обойтись, верно? Или она обязательна к применению?)))
"Я найду общие темы и общее понимание с инаковерующим в Единого Творца: католик, мусульманин. Но не с атеистом. Вот с ним мы общего не найдем".
Немного похоже на "кто не скачет, тот москаль". Любовью к ближнему тут не пахнет. "
Мы, атеисты, люди не гордые, в духовностях не разбираемся. Общее понимание пытаемся найти со всеми, вне зависимости от отношения к религии и взглядам на жизнь. Тут у вас фора, мы отстаем, согласен.
"Опыта у вас нет, знаний недостаточно.
Тут свидетельствует недостаток образования".
как я понял произошел закономерный переход на личность, так обычно бывает, когда кончаются аргументы. Да, вынужден признаться, что действительно опыта у меня нет и знаний недостаточно. С достаточностью образования тоже сложности. Опять вы впереди.
В отношении количества религиозно настроенных ученых - это старый, не совсем тактичный прием. Потому как очень много ученых атеистов и количество их растет. Поэтому спор - а вот эти за высшую силу, а вот эти не верующие - беспредметен.
В 30-х годах прошлого века большинство граждан Германии поддерживали фашизм. И что должно делать меньшинство, тоже орать "хайл Гитлер"? А если ребенок случайно попадет в компанию наркоманов и ему будут говорить - смотри, у нас тут все колятся? Ему что, тоже начинать?
"
"Вы нечетко сформулировали свои мысли и еще раз: если вы их высказали будьте готовы услышать обратное. Никто не обязан с вами соглашаться!"
Да куда уж четче? В статье главная мысль предельно понятна - правила поведения в группе формируются сразу же после образования любой группы от двух человек.
Вот мысль из интернета - «нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде».
Вот моя мысль - "нравственность – это «соблюдение правил поведения в группе»
Ну и какая мысль более четкая?
"сияние,...
Ведь без нее можно обойтись, верно? Или она обязательна к применению?)))
Обойтись можно абсолютно без любой технологии, продукции, услуг и взглядов на жизнь.
Жил-был на свете один атеист. Такой жуткий атеист, который характеризовался хорошим знанием религиозных тем. Он был довольно начитанным в Евангелии и спорил легко с протестантскими пасторами, с православными батюшками, с католическими ксендзами. Кроме того, он знал хорошо церковный богослужебный устав, поэтому мог спорить даже с канонистами-литургистами и церковными уставщиками.
Мало того, он знал даже и письменность еврейскую, знал и Тору, и Каббалу. И, в общем-то, мог спорить и с евреями на темы, которые их интересовали. Дотошно въедался в темы обрезания и пищевых запретов и приводил их в шок и трепет. Мало того, он знал и мусульманскую письменность, он знал довольно хорошо Коран, суры, сунны, толкования, всякие истории, хадисы пророка. Короче, он вводил в шок и трепет как всех монобожников: христиан, мусульман, иудеев, спорил с ними жарко. Где ни заметит, бросается в спор. И побивает их, как Самсон ослиной челюстью побивал филистимлян.
Это рождало ужас и трепет во всех религиозных деятелях и рождало великое уважение в числе атеистов, которые видели в нем пророка безбожия. Однажды к нему пришел молодой человек и говорит: "Я хочу у вас учиться. Я такой же безбожник, как и вы, и мне очень импонирует эта ваша начитанность, агрессивность в спорах с религиозными деятелями. Я тоже так хочу. Я хочу защищать безбожие вашей бетонной аргументацией". На что этот известный безбожник говорит ему: "Сынок, ты когда-нибудь слышал хор на ночной службе в монастыре? Как они с полночи до утра поют Богу своему псалмы и песни духовные?" Тот отвечает: "Нет, конечно, никогда этого не слышал, потому что мне это не надо, потому что я атеист".
Он говорит: "Хорошо, а ты знаешь, о чем думают мусульмане, когда одеваются в свои белые одежды и идут пешком в свой хадж в Мекку, и чем они занимаются, когда в Мекке сидят вокруг Каабы? Что они там делают, вообще, о чем думают, что поют, что едят?" Тот отвечает: "Мне это, вообще, не интересно, потому что я атеист, как вы сами понимаете, я не интересуюсь такими вещами". Он говорит: "А ты когда-нибудь слышал, как плачут в своих кельях отшельники? Как они, вообще, кричат и плачут. О чем они плачут, о чем они кричат". Тот отвечает: "Нет, мне это совершенно до лампочки, потому что я, как мы с вами поняли, атеист. Мне вообще, непонятны ваши вопросы.
Я атеист, я, как вы - атеист, я не интересуюсь этими вещами. Я хочу громить всех церковников, и мне не интересно, вообще, о чем они плачут, о чем они поют, о чем они думают". Он говорит: "Я еще спрошу, ты знаешь, сколько часов в день над книгами проводит средний раввин? Три, два, пять, восемь часов. Почему они все в очках, как ты думаешь?" Тот отвечает: "Я не знаю всего этого. И мне непонятны ваши вопросы. Неужели вы не понимаете, я атеист, как и вы. Мне плевать на раввинов, на мулл, на паломников, на монахинь, на отшельников, на всё. Я хочу быть проповедником атеизма".
Атеист поспрашивал его еще.
Потом говорит ему: "Сынок, понимаешь, ты не атеист. Ты дурак".
"Истина без вас обойдется: попробуйте вы без нее". Это не мои слова.