История успеха в бизнесе (киносага Звездные войны)

09.12.2016
627

Вы наверняка смотрели фильм «Звездные войны» или что-то о нем слышали. Большая группа фанатов, море сопутствующей продукции, многомиллионные доходы, артисты-мегазвезды. Но мало кто знает, что путь к суперрезультату у автора и режиссера фильма Джорджа Лукаса был мало сказать что тернист. Этот путь полностью проходил по минному полю, и его мы сейчас рассмотрим, как крайне поучительную бизнес-историю.

Жизнь человека, его успех или неудачи определяются открывшимися возможностями и совершаемыми действиями. Практически все люди, добившиеся в жизни многого, говорят о том, что без удачных возможностей у них ничего бы не получилось. И все они говорят о том, что без их собственных действий удачи было бы не видать.

История Джорджа Лукаса и его киновселенной «Звездные войны» точно также состоит из подвернувшихся возможностей и правильных действий. Интересно, что ряд участников этой истории представившимися им возможностями не воспользовались и потеряли много чего интересного. Но об этом впереди.

Лукас еще в школе любил смотреть телесериалы и решил стать режиссером. Родители его не поддержали и он ушел из дома и поступил в киношколу. Однокурсники замечали, что Джордж не тратил время на развлечения и все время писал сценарии и разрабатывал свои будущие фильмы. Благодаря этому учеба у него шла на отлично и ему вместе с некоторыми другими продвинутыми студентами дали задание снять документальный фильм о съемках кинофильма «Золото Маккены». Студенты побывали на съемочной площадке и Лукас после этого избавился от романтических представлениях о Голливуде, как о фабрике грез.

Его шокировало практически все – раздутый штат съемочной группы, медленные темпы работ, растраты бюджета фильма «непонятно на что». В то время американские киностудии находились в очень сложном положении, на грани банкротств. Многие студии были проданы их владельцами корпорациям, то есть людям, которые ничего не понимали в кинопроизводстве, но умели считать деньги и получать прибыли. Лукас кстати также принадлежал к этой группе по интересам – он всегда считал деньги. Время было достаточно сложное, конец войны во Вьетнаме, мятеж хиппи. В Голливуде в основном снимались мрачные акопалиптические или сильно интеллектуальные фильмы. Под этим влиянием Лукас сделал свой первый фильм, это была утопия «ТНХ-1138». Фильм с треском провалился, правда перед этим киностудия ее перемонтировала без ведома режиссера.

Тут Лукасу подвернулась возможность, ему помог известный режиссер Коппола добиться постановки фильма на киностудии Юниверсал. Джордж снял там фильм «Американский граффити» за миллион долларов. На предварительном просмотре фильм понравился кинокритикам и журналистам, но не понравился представителю кинокомпании. Поэтому фильм в прокат не пустили.

Перед молодым режиссером встал вопрос «как жить дальше». Он долго изучал сложившуюся обстановку и пришел к следующим выводам, на которые Голливуд ориентируется до сих пор. Первое – в кино народ хочет отдохнуть и в большинстве своем набраться положительных эмоций. Мрачные утопические и заумно-интеллектуальные фильмы этому критерию не соответствуют. Их смотрят потому что смотреть больше нечего.

Второе – основная зрительская аудитория это молодежь, значит нужно ориентироваться на них. Тем более, если приглянуться тинейджерам в молодом возрасте, то значит они будут смотреть новые фильмы понравившегося им режиссера и в зрелом возрасте. А молодежи не интересны мрачные и заумные фильмы, им нужно что-то веселое, захватывающее и интересное.

Под влиянием этих выводов Лукас написал сценарий космической саги и начал предлагать ее киностудиям. У их боссов были старые представления о том, что нужно зрителям. Тем более, что научная фантастика и космические фэнтези не были в моде. В итоге сценарий почитали, покрутили пальцем у виска и отправили соискателя подальше. Понятно, что они потом кусали локти от упущенных возможностей, но это было уже потом.

Единственным, кто проявил интерес к предложению, был глава кинокопании «20 век». И то по причине того, что у него был принцип вкладывать деньги не в фильмы, а в таланты. Потому как талант может снять пару плохих фильмов, но все равно создаст шедевры, которые принесут результат.

В итоге путем неимоверных усилий он убедил совет директоров кинокомпании принять проект к постановке. Директора долго сопротивлялись будущему счастью, но скрипя сердце решились.

С Лукасом подписали контракт и тут сработал его предыдущий проект. Фильм «Американский граффити» все таки выпустили в прокат и он имел шумный успех. При затрате в 1 млн долларов картина принесла 50 млн. Лукас вынудил киностудию пересмотреть контракт и запросил права на производство продолжения фильма, распространение атрибутики (футболки, игрушки и т.д.) и саундтрек. Поскольку денег от фильма еще не было и сопутствующие товары к фильмам особо сильно не продавались, то студия согласилась с условиями режиссера. Отдавать будущую возможную прибыль проще, чем имеющуюся в руках. Кстати, от продажи атрибутики к фильму режиссер заработал больше денег, чем от самого фильма.

Началось производство фильма, в который кроме самого Лукаса верили только Спилберг, глава киностудии «20 век» и на этом всё. В «Звездные войни» не верила даже жена Лукаса, профессиональный монтажер. А Коппола несколько раз предлагал Джорджу не снимать всякую «фигню», а лучше снять фильм «Апокалипсис сегодня». Но Лукас решил все-таки действовать по своему плану, хотя он даже ездил выбирать натуру для фильма Копполы.

Началась подготовка к фильму, полгода шел выбор актеров. Джордж решил не брать в фильм на главные роли звезд, чтобы не увеличивать бюджет фильма и чтобы не накладывать на картину отпечатки предыдущих образов звезд. Тут начались трения с киностудией, директора которой начали давить на режиссера, чтобы он взял маститых актеров. Лукас кое-как от этого отбился.

Интересная деталь – Гаррисон Форд попал в фильм на роль Хана Соло случайно. Его взяли на подработку, он во время кинопроб других актеров читал диалоги их собеседников. Пока он это делал, Лукас понял, что Форд лучше всего подходит на роль Соло.

Съемки фильма начались в Северной Африке. Начались они с того, что на территорию, где были выстроены декорации, обрушился ураган с дождем. До этого такой ураган там был за пятьдесят лет до съемок. Забавно, но когда второй фильм космической саги снимали в Норвегии, там также случилась самая холодная зима за пятьдесят лет. А когда в 1999 году в Тунисе на старом месте приступили к съемкам четвертого фильма, также налетел ураган и поломал декорации.

В общем, ураган прошел, декорации восстановили, съемки начались. Самое нехорошее для режиссера было то, что во время съемочного и монтажного процесса все участники съемочной группы не верили в успех фильма и постоянно об этом говорили режиссеру. Их мнение было такое – либо фильм полный отстой, который никто смотреть не будет. Либо это детский фильм, на который придет несколько мам с детьми. Представляете, как делать работу, когда окружающие думают, что эта работа полный бред.

К тому же съемки затянулись – жара 40 градусов, отсутствие опыта съемок фантастических фильмов и т.д. На режиссера обрушился прессинг киностудии. Несколько раз проект чуть не закрывали. Но глава киностудии режиссера поддерживал и проект продолжался.

Тут африканские съемки закончились и группа переехала в павильон в Лондоне. Стало проще, но ненамного. Участники съемочной группы целый день намекали режиссеру, что они участвуют в бредовой идее. Из графика опять стали выбиваться, студия стала давить, чтобы съемки прошли в срок. Но английская часть группы в 17.30 заканчивала работу и шла домой, невзирая на уговоры режиссера остаться на 15 минут и доснять сцену. В итоге съемки фильма шли значительно дольше и бюджет фильма разросся, за что Лукаса директора киностудии постоянно «прессовали».

Но все-таки все студийные съемки закончились и начался монтаж фильма. Лукас вернулся в США, но тут оказалось, что созданная им студия спецэффектов истратила половину бюджета, но сделала всего 5 секунд спецэффектов. Причем эти 5 секунд были браком и их использовать было нельзя.

Об этом узнала киностудия, что съемки закончились, но спецэффектов (половины фильма) нет. Проект опять решили закрыть, но глава киностудии отбился и на этот раз. Лукасу пришлось самому окунутся в работу студии спецэффектов и руководить ее работой. До этого спецэффекты, особенно космические, особо никто не делал и технологию их создания пришлось создавать с нуля по ходу действия.

Пока технологию отрабатывали, Лука сделал монтаж обычных сцен и показал результат без спецэффектов группе других режиссеров. Общее резюме было таким – «фильм отстой». Коппола не мог понять, как Лукас отказался от режиссуры «Апокалипсиса сегодня» ради «детского бреда». Только Спилберг заявил, что картина будет приличной.

У Лукаса опустились руки, но по причине упёртости характера он работу продолжил не взирая на чужое мнение. Возможно ему помогло то, что он «видел» картину в целом, какая она должна получиться. А все остальные видели только ее отдельные части. Это как если увидеть груду деталей, то можно и не понять, что когда их соберут вместе, то это будет комфортабельный и быстро едущий автомобиль. Лукас видел конечный автомобиль, а другие только детали.

Тут свалилась новая напасть. Режиссер сделал итоговый монтаж картины и он его не устроил. Затем он еще несколько раз перемонтировал фильм, то есть делал монтаж с нуля, но результат был также печальным. Об этом узнала киностудия и опять начала режиссера «прессовать». Из-за задержек в монтаже премьеру фильма отложили на полгода.

Перед показом фильма студийным боссам студия спецэффектов работала круглосуточно. В конечном монтаже фильма участвовала и жена Лукаса. При наложении на обычные сцены спецэффектов фильм «заиграл» и у Лукаса и монтажеров настроение повысилось. На показе боссы к картине отнеслись достаточно благосклонно.

Но перед премьерой фильма возникла и другая напасть. Картину не хотели брать кинопрокатчики, так как считали, что она провальная. Для ее продвижения по кинотеатрам даже напечатали красочную иллюстрированную брошюру, но это помогло слабо. Тогда «Звездные войны» стали предлагать «внагрузку» к другому фильму с большим прокатным потенциалом. В настоящее время этот фильм уже никому не известен.

В итоге к премьере фильма он демонстрировался всего в нескольких кинотеатрах. Но тут сработали два обстоятельства. За полгода до премьеры был выпущен комикс по фильму и продавался среди фанатов космической фантастики. Благодаря этому у фильма сформировалась своя группа фанатов.

Вторым обстоятельством стал сам фильм, его качество. Вот отзыв участника съемочной группы, который был на премьере. «Я участвовал в производстве фильма. Был на съемках, слышал саундтрек, видел отснятые спецэффекты. То есть все детали фильма видел порознь. Но когда начался показ собранного воедино материала, то буквально вжался в кресло. Красочные съемки, интересная увлекательная история, мощный саундтрэк, жизнеутверждающий стиль фильма. Таких мощных фильмов я вообще не видел до этого ни одного. Сидящие рядом обычные зрители чувствовали себя точно также. Они вжимались в кресла, удивленно охали и в конце фильма зал разразился овациями».

И каждый из этих зрителей рассказал всем своим знакомым о фильме, это также сделали журналисты. И когда премьера шла в Лос-Анджелесе, то Лукас не смог проехать по голливудскому бульвару, так как перед кинотеатором была тысячная толпа. Режиссер облегченно вздохнул – наверное фильм все-таки окупится. И уехал в отпуск, снять напряжение. Сотовых тогда не было и когда он из отпуска вернулся, то на автоответчике телефона обнаружил сотни звонков. Все сообщения были о том, чтобы он посмотрел новости. Лукас включил телевизор и обнаружил, что по всем каналам показывают невиданные очереди в кинотеатры на «Звездные войны», о перепродаже билетов в тридорога и других безумных вещах.

Через три месяца сборы фильма превысили 100 млн долларов. А Лукас получил телеграмму от Копполы, который в Азии в муках доснимал «Апокалипсис сегодня». В ней была всего одна фраза — «Вышли денег. Френсис».

Итоговые сборы фильма: 460 млн долларов в США и 775 млн по всему миру. Это при бюджете в 12 млн + еще 10 млн.

Через полгода проката картина стала самой успешной коммерческой лентой в истории Голливуда на тот момент, а режиссер получил зарплату в 25 млн долларов. А в США возродилась традиция семейного хорошего кино.

Еще интересный момент в этой поучительной бизнес-истории. Титры к фильмам на тот момент было принято размещать в начале. А Лукас все титры поставил в конце. В первом фильме этого «прокатило». Но второй и третий фильм Лукас продюсировал, а снимали другие нанятые режиссеры. То есть Лукас занимался деньгами и организацией съемочного процесса, а физически фильм делали другие режиссеры. Второй фильм также показал высокий коммерческий успех.

И тут на Лукаса и режиссеров фильмов «наехала» гильдия режиссеров за то, что титры стоят «не на месте». В итоге Джордж вынужден заплатить 250 тыс долларов штрафа за это глобальное зло. Но это еще ладно, какая-то там сторонняя гильдия, ни к чему отношения не имеющая. Но за эти титры режиссера начали прессовать директора киностудии «20 век», типа «козел ты последний, как ты мог».

К слову, эта киностудия была на грани банкротства перед премьерой первого фильма саги. И этот фильм спас студию. Второй фильм принес ей приличный доход, на который эти же директора стали хорош жить. Мера их благодарности вылилось в «гнилое» к режиссеру отношение. Главу той киностудии, который поддерживал Лукаса, также «запрессовали» и он оттуда ушел.

Посмотрел Лукас на такую крайнюю степень «отсутствия мозгов» и стал снимать другие фильмы на свои деньги, без привлечения киностудий. А прокатывать фильмы (например, "Индиана Джонс") стал с другими, «дружащими с мозгом» киностудиями – Юниверсал, Парамаунт и Уорнер бразерс. Вот так люди принимают решения под влиянием эмоций, пинают возможности и теряют на этом деньги.

Выводы из этой бизнес-истории делайте сами.


Комментарии
Получать ответы на почту
Имя *
E-mail *
Логин (мин. 3 символа)
Пароль
Подтверждение пароля
Телефон
Город
Для продолжения вы должны принять соглашение на обработку персональных данных
Email или логин
×