5 - визуализация целей

26.11.2018
1723

В предыдущей статье вы узнали о том, как составлять список целей и вести планирование своей жизни в тетради. Итак, вы знаете два способа, как выделить ваши главные желания в команды для мозга. Для этого нужно составить письменный список целей и периодически его обсуждать вслух. Ваш мозг начинает понимать, что вы собственно от него хотите, к чему вы стремитесь. Он формирует нейронную сеть действий, которая управляет вашим организмом и ведет его к вашим же целям. А сейчас пришла пора познакомиться с простейшей методикой повышения эффективности вашего списка целей. Яма копается быстрее, если использовать лопату, а еще лучше экскаватор.

Этот способ вы скорее всего знаете, но им не пользуетесь. Или вы о нем что-то такое слышали, но его не применяете. Хотя способ простой, но очень эффективный. А не применяете его потому, что не знаете, как он действует. И называется он – «визуализация целей».

Допустим, одной из ваших целей является покупка автомобиля. Вы находите фото нужной модели, вырезаете, приклеиваете на лист бумаги, пишете: «Мне нужен «ВАЗ-2106» и вешаете этот плакат на стену. Макет плаката можно сделать на компьютере и распечатать на цветном принтере.

Когда вы в течение дня несколько раз проходите мимо стены, где висит плакат, вы обращаете на него внимание. Он «бьет по глазам», информация с плаката заносится в долговременную память, а также выделяет мысль «мне нужен «ВАЗ-2106» в команду.

Почему плакат с фотографией цели? Почему просто не написать словами и не «грузиться» распечатками на цветном принтере?

Причина первая. Мозг мыслит, то есть оперирует, образами, визуальным изображением предметов. Словесное обозначение, то есть кодировка предмета, для мозга вторична. Он, сморщившись, реагирует на слово «бутерброд» и очень положительно относится к его хотя бы фотографии. Это очень важный момент. Поэтому для понимания приведем несколько косвенных примеров.

Вы идете в кино, а там на экране вместо пляжа с пальмами только текст: «Пляж, песок, пальма, вода, камень». Посмотрев пару минут такое кино, вы наверняка встанете и уйдете из зала. Вот так и мозг: ему нужны образы, а не их словесные обозначения. Вам на работе дают клочок бумаги, на котором написано карандашом «5000 рублей». Вы некоторое время смотрите на него, затем возвращаете его в порванном виде и требуете полноценную купюру. Вам нужна конкретная бумажная полноцветная денежка, а не ее числовой аналог. Вот так же и мозгу нужны изображения, а не суррогатный их эквивалент.

Еще косвенный пример. На столе для мужчин лежат два журнала, на одном написано «Описания красивых обнаженных женщин», на втором – «Фотографии красивых обнаженных женщин». На столе для женщин лежат два журнала, на одном написано «Описание красивых цветов», на другом – «Фотографии красивых цветов». Кто какие журналы возьмет, по крайней мере, в первую очередь? Вот так же и с нашим мозгом. Кстати, эти примеры совсем не косвенные, а прямые. Потому как журналы с фотографиями женщин и цветов выберет именно ваш мозг.

Не так давно мы воплотили в жизнь одну из семейных целей – сделали отделку дома. Перед этим заказали дизайн-проект. Нам дизайнеры показали рабочие чертежи, которые нас особо не впечатлили. Затем нам прислали визуализацию чертежей, то есть фотографии интерьеров из программы проектирования. На визуализации были все обои, потолки, светильники, плитка, двери и мебель. Эта визуализация на нас произвела огромное впечатление, так как сразу же стало понятно, как будет выглядеть дом после завершения отделки. И если мы чертежи изучали несколько раз, то к визуализации обращались на дню через каждый час.


Вот так же и цели для мозга. Когда они только в голове, то они теряются в ворохе других мыслей. Когда они написаны на бумаге и периодически повторяются, то начинают расцениваться, как команды. Когда цели визуализированы и представлены в виде фотографий, то мозг совершенно точно представляет, к чему нужно стремиться. И он совершает точные, выверенные действия, направленные на достижение нужной цели во всех ее подробностях.

Если ограничиться словесным написанием цели, то это значительно лучше, чем ничего, но для мозга информации недостаточно. «У нас есть новый холодильник»! Ура, но какой именно? Каковы его цвет, размеры, функции? Построен коттедж – где, какой, из каких материалов?

Визуализация целей, составление плакатов и дают мозгу точную детальную команду на действия. Несколько лет назад мы поставили цель построить гараж на две машины. Сделали плакат, на котором поместили первое попавшееся изображение гаража. Потом пришло время действий, мы долго думали над проектом, деталями и пришли к окончательному решению. Гараж построили, потом стали снимать плакат с гаражом – цель достигнута. И обратили внимание, что наш гараж получился в точности такой, какой был изображен на плакате.


Цель о постройке гаража мы поставили и записали в тетради по планированию. Затем через некоторое время делали макет плаката и в интернете искали фото гаража. За период между постановкой цели и поиском фотографии мозг проделал работу по определению оптимального варианта гаража. И руки выбрали из вороха фотографий гаражей именно нужную.

Почему для мозга изображение предмета важнее словесной его маркировки? По тем же эволюционно-генетическим причинам. Все наши животные-предки, имеющие зрение, привыкли иметь дело большей частью с изображениями окружающей среды, а также с не смысловыми звуками, то есть шумом. У них не было речи, они не оперировали словами. Зрением живые существа обзавелись 700 миллионов лет назад, а активно говорить люди стали 100 тысяч лет назад. Поэтому визуальная программа обработки информации более «фундаментальная», чем словесная.

Причина вторая, почему плакаты важнее текста, как обычно, энергетическая. Для того чтобы заниматься обработкой информации, мозгу нужно текст перевести в образы. Конвертация текста в изображение требует энергии и времени. Мозг быстрее и охотнее обрабатывает визуальную информацию, чем текстовую. К тому же образы, созданные мозгом на базе слов, значительно менее точные, чем полученные посредством зрения. Есть разница – построить образ на основании слов «трехэтажный коттедж» или увидеть этот коттедж хотя бы на фотографии.

Причина третья – словесным обозначениям соответствует мало образов. Возьмем предложение из предыдущего абзаца – «Мозг быстрее и охотнее обрабатывает визуальную информацию, чем текстовую». Только одно слово из восьми можно показать в виде изображения – «мозг». В любом другом предложении картина будет похожая. Большинство слов нельзя представить в виде рисунка, то есть образа – «например», «любом», «другом», «будет», «похожая», «большинство», «нельзя», «представить» и т. д.

Соответственно, мозгу проще уловить суть плаката (информация уже представлена в виде образа), чем расшифровывать текстовую цель и переводить ее в образную форму. На этом основывается успех комиксов в США. История в них изложена и в текстовой, и в визуальной форме. Она лучше воспринимается мозгом. На этом же основывается популярность телевидения и кино, а также музеев и картинных галерей.

Но нужно понимать следующее – плакаты не вместо списка целей, а в дополнение к нему. Исследования показали, что люди запоминают 10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% увиденного и услышанного одновременно, 70% того, что говорят сами, 90% рассказанного и сделанного одновременно. Вот поэтому постановка целей и планирование осуществляются разными способами. Мозг лучше запоминает информацию и начинает расценивать ее как команды.

Вы скажете, что у вас евроремонт, плакатами портить стены неохота, но визуализировать свои цели хочется. Что в таком случае делать? Эта временная трудность решается крайне легко с помощью последних достижений науки и техники, которые можно приобрести в любом магазине электроники.

Это цифровая фоторамка. Она представляет собой мини-дисплей, в который можно закачать фотографии и просматривать их в режиме слайд-шоу. Поместите цифровую фоторамку на стену – она впишется в любой евроремонт. Вставьте флешку с фотографиями своих целей, подключите рамку к электричеству – на этом все. Далее в рамке с заданной вами периодичностью будут появляться изображения ваших целей. Только рекомендую вам приобрести сразу продвинутую рамку с большим дисплеем и возможностью просматривать видеоролики. Вы сможете из своих целей сделать небольшой видеофильм и запускать его для цикличного просмотра.

Если же у вас фоторамки нет, то поставьте цель ею обзавестись. А пока ее нет, сделайте альбомы с визуализацией ваших целей. Для этого напечатайте на цветном принтере ваши цели, и листки вложите в папку с мультифорами. И периодически эту папку просматривайте.

Еще один продвинутый способ показа визуализированных целей. Найдите в интернете любую программу создания заметок на рабочем столе компьютера с возможностью добавление фотографий. Устанавливаете программу на компьютер, создаете с помощью неё заметки, то есть блоки с текстовой и визуальной информацией. Эти блоки будут размещаться на рабочем столе компьютера. Когда вы его запускаете, то перед вашими глазами сразу будут визуализированные собственные цели. При достижении цели просто одним кликом мыши удаляете блок с заметкой с рабочего стола. Я на своем компьютере использую программу Stickies, почти первую мне попавшуюся. Она среднего уровня, думаю, что можно найти и более оптимальную.

А самый простой способ визуализации целей - это «доска желаний» или «доска целей». У нас она сделана так. На стену приклеили тонкие пробковые панели. По периметру панели приклеили декоративные багеты. На это практически всё. Далее печатаем на принтере листы с визуальными целями и прикалываем их к пробковой панели с помощью канцелярский кнопок. Доска целей оформлена. Она смотрится прилично и выполняет свою мотивирующую функцию.

Доска целей была установлена на стену еще во время отделочных работ.

Ну и помним, ради чего все это затевается – для ускорения формирования в мозге нейронной сети действий. Есть нейронная сеть – есть действия – есть результат. Нет нейросети, нет действий, нет результата. И тут начинается поиск виноватых в своих собственных бедах: американцы, русские, соседи, правительство, климат, инопланетяне…

Вот вам еще порция научной информации по теме статьи. Управление мозгом, а следовательно нашими действиями, осуществляется с помощью разных веществ, в том числе гормонами и нейромедиаторами. В последнюю группу входит ГАМК, то есть гамма-аминомасляная кислота. Главное назначение этого медиатора заключается в том, чтобы тормозить нервные импульсы. Иными словами, предотвратить формирование «лишних» нейронных сетей действий.

А зачем, спросите вы, запрещать наши собственные действия? Вот оказывается кто виновен в нашем бездействии. Не было бы в мозге этого медиатора, то мы бы такого наворотили! Вот именно…

ГАМК выполняет такую же функцию, как и тормоз в автомобиле. Без тормоза трудовой путь машины закончится очень быстро, в течение нескольких минут после начала движения. Тормоз помогает автомобилю вовремя останавливаться и не ехать, куда не следует – в канавы, другие машины, в столбы, в людей.

Мы уже говорили, что любая наша мысль действия должна приводить к нашей активности. А в мозге постоянно появляются разные, том числе и самые безумные порывы и желания. И если все наши намерения мозг будет воплощать в жизнь, то мы плохо кончим в первый же день, а то и час. Так вот, нейромедиатор ГАМК это тормоз мозга, причем постоянно действующий. Потому что мысли появляются постоянно и мозг «подтормаживает» тоже постоянно. Сдерживать все, что можно, вот основная функция этого медиатора.

А что было бы, если ГАМК не было?

Первое – мы бы не смогли додумывать до конца ни одну мысль, потому что переключались бы на новую. Вы уже знаете, что в мозге новая мысль появляется примерно каждые 2 секунды.

Второе – по этой же причине ни одно действие мы бы не доводили до конца. Мы бы постоянно пытались начать новое действие. Когда ученые исследовали действие этой кислоты, то вводили в мозг её антагонисты, то есть замедлители. При этом у людей начинались конвульсии, то есть неконтролируемые действия. Кроме этого, ученые наблюдали за поведением людей с пониженным содержанием ГАМК. Все их подопечные имели повышенную импульсивность, были неспособны удерживаться от опасных поступков и очень часто принимали необдуманные решения.

Итак, для того, чтобы достичь новых результатов, необходимо совершать новые действия. Этому препятствует нейромедиатор ГАМК и это препятствие нужно преодолеть. Это можно сделать двумя способами. Первый способ заключается в том, чтобы подавить действие нейромедиатора химическими средствами (антагонистами). Но при этом формируются нейронные сети всех мыслей действий, в том числе и вредных для нас самих.

Второй способ – нужно дать понять мозгу, что какое-то действие является важным для организма. Тогда он начнет «выключать» тормозящий медиатор в нужных нам случаях и разрешать формирование необходимой нам нейронной сети действий. А мы уже знаем как дать понять это нашему мозгу – нужно выделять избранные мысли действий. Это делается путем постановки целей и написанию планов, периодическому их обсуждению и, новый способ, визуализации.

Вы никогда не пробовали толкать машину с включенным тормозом? Я раз пробовал, нас было несколько человек и мы не могли её сдвинуть с места. Потом кто-то догадался проверить тормоз, отключил его и мы очень легко откатили машину.

Занимаясь постановкой цели и планированием, мы «снимаем наш мозг с ручного тормоза» и начинаем двигаться в нужном для нас направлении. У вас до сих пор нет письменного списка целей, вы не пишите планы и до сих пор не имеете доски целей? Ну дело ваше, толкайте машину с включенным природой тормозом, толкайте… Бродите по буеракам, вязните в болоте. А в это время кто-то начнет часть времени выделять на планирование своей жизни.

В следующей статье мы с вами поговорим о стрессе и его влиянии на мозг. Есть устоявшееся мнение, что стресс это плохо для организма. Но не все так однозначно, у стресса есть еще и другая сторона медали. Вот об этом вы узнаете в следующей статье.

© ИП Иванцов Д.В.
Все права защищены. Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена без письменного разрешения владельца авторских прав.

Комментарии
Получать ответы на почту
Здравствуйте, я автор публикации "5 - визуализация целей"
Задать вопрос, оставить комментарий вы можете здесь
здесь
Имя *
E-mail *
Логин (мин. 3 символа)
Пароль
Подтверждение пароля
Телефон
Город
Для продолжения вы должны принять соглашение на обработку персональных данных
Email или логин
×